|
Наиболее высокий по регистру мужской голос — тенор. Название происходит от латинского глагола tenere — «держать», поскольку в многоголосной музыке позднего Средневековья этот голос считался основным и, подобно стержню, держал в единстве всю партитуру. Средний регистр в мужских голосах именуют баритон (от греч. «бари'тонос» — «тяжелозвучный»), а низкий — бас (от ит. basso — «низкий»). Все термины имеют и более широкое значение. Звучание струнных смычковых сравнивается по регистру с сопрано (скрипка), тенором или баритоном (виолончель), басом (контрабас). То же можно сказать и о духовых инструментах. У музыкального звука есть и определённая длительность — продолжительность звучания. Музыка состоит не из отдельных звуков, а из их сочетаний. Самой простой формой взаимодействия звуков между собой является интервал (от лат. intervallum — «промежуток», «расстояние») — соотношение двух звуков по высоте. Если два звука взяты последовательно, один за другим, то интервал между ними называют мелодическим, а если одновременно — гармоническим. Интервалы принято обозначать латинскими порядковыми числительными, причём название каждо- го указывает на разницу в высоте между звуками, образующими этот интервал. Если нажимать на одну и ту же клавишу фортепиано, получится сочетание звуков, которое считается самым маленьким интервалом из всех возможных, — прима (prima — «первая»). Две соседние клавиши дадут следующий по величине интервал — секунду (secunda — «вторая»). И так далее: терция (tertia — «третья»), кварта (quarta — «четвёртая»), квинта (quinta — «пятая»), секста (sexta — «шестая»), септима (septima — «седьмая»), октава (octava — «восьмая»). Интервалы больше октавы рассматриваются как сумма октавы и меньшего интервала и называются составными. Одинаковые по названию интервалы могут иметь разную качественную величину. Обратимся вновь к примеру с фортепиано. Все клавиши этого инструмента (белые и чёрные) издают звуки, разделённые равными по высоте промежутками —- полутонами. Поэтому, например, секунда (образуется при последовательном нажатии двух соседних белых клавиш) может состоять и из полутона (малая секунда), и из целого тона (большая секунда) — в зависимости от того, есть между ними чёрная клавиша или нет. Подобные качественные различия определяют звучание и других интервалов, кроме примы, которой изменяться просто некуда. Такая система интервалов восходит к европейской музыкальной традиции. По характеру звучания интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс (фр. consonance, от лат. consonantia — «созвучие») в музыке означает согласное, сливающееся звучание. В противоположность ему диссонанс (фр. dissonance, от лат. dissonantia — «нестройное звучание») — несогласное, «беспокойное» сочетание звуков. Большинство музыкальных произведений включает как консонансы, так и диссонансы, причём последние играют особую роль. П. И. Чайковский отмечал: «Диссонанс есть величайшая сила музыки. |