Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Наиболее высокий по регистру мужской голос — тенор. Назва­ние происходит от латинского глаго­ла tenere — «держать», поскольку в многоголосной музыке позднего Средневековья этот голос считался основным и, подобно стержню, дер­жал в единстве всю партитуру. Средний регистр в мужских голосах именуют баритон (от греч. «бари'то­нос» — «тяжелозвучный»), а низ­кий — бас (от ит. basso — «низкий»).

Все термины имеют и более ши­рокое значение. Звучание струнных смычковых сравнивается по регист­ру с сопрано (скрипка), тенором или баритоном (виолончель), басом (контрабас). То же можно сказать и о духовых инструментах.

У музыкального звука есть и опре­делённая длительность — продол­жительность звучания.

Музыка состоит не из отдельных звуков, а из их сочетаний. Самой простой формой взаимодействия звуков между собой является ин­тервал (от лат. intervallum — «про­межуток», «расстояние») — соотно­шение двух звуков по высоте. Если два звука взяты последовательно, один за другим, то интервал между ними называют мелодическим, а ес­ли одновременно — гармоническим.

Интервалы принято обозначать латинскими порядковыми числи­тельными, причём название каждо-


го указывает на разницу в высоте между звуками, образующими этот интервал. Если нажимать на одну и ту же клавишу фортепиано, полу­чится сочетание звуков, которое считается самым маленьким интер­валом из всех возможных, — прима (prima — «первая»). Две соседние клавиши дадут следующий по вели­чине интервал — секунду (secunda «вторая»). И так далее: терция (ter­tia — «третья»), кварта (quarta — «четвёртая»), квинта (quinta — «пя­тая»), секста (sexta — «шестая»), септима (septima — «седьмая»), ок­тава (octava — «восьмая»). Интерва­лы больше октавы рассматриваются как сумма октавы и меньшего интер­вала и называются составными.

Одинаковые по названию интер­валы могут иметь разную качествен­ную величину. Обратимся вновь к примеру с фортепиано. Все клавиши этого инструмента (белые и чёрные) издают звуки, разделённые равными по высоте промежутками —- полуто­нами. Поэтому, например, секунда (образуется при последовательном нажатии двух соседних белых кла­виш) может состоять и из полутона (малая секунда), и из целого тона (большая секунда) — в зависимости от того, есть между ними чёрная клавиша или нет. Подобные качест­венные различия определяют звуча­ние и других интервалов, кроме примы, которой изменяться просто некуда. Такая система интервалов восходит к европейской музыкаль­ной традиции.

По характеру звучания интервалы делятся на консонирующие и диссо­нирующие. Консонанс (фр. conso­nance, от лат. consonantia — «созву­чие») в музыке означает согласное, сливающееся звучание. В проти­воположность ему диссонанс (фр. dissonance, от лат. dissonantia «нестройное звучание») — несоглас­ное, «беспокойное» сочетание зву­ков. Большинство музыкальных произведений включает как консо­нансы, так и диссонансы, причём последние играют особую роль. П. И. Чайковский отмечал: «Диссо­нанс есть величайшая сила музыки.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz