|
601 Приложение Если бы не было диссонанса, то музыка обречена была бы только на изображение вечного блаженства». В истории музыкального искусства за различными интервалами закрепилось определённое выразительное значение. Так, например, секунда — знак плача, скорби, горя, печали; кварта служит изображению воли, призыва, героизма и т. д. ЛАД, ЗВУКОРЯД И ТОНАЛЬНОСТЬ В произвольном месте закончить мелодию сложно: некоторые звуки вызывают ощущение незавершённости, требуют продолжения мелодии; на других, наоборот, остановиться легко. Таким образом, звуки, взаимодействуя друг с другом, приобретают разные качества: одни воспринимаются как неустойчивые, другие как устойчивые — опорные. Система взаимосвязей звуков, в которой один является опорным, а другие тяготеют к нему, называется ладом. Это одно из важнейших понятий в музыке, и название своё оно получило не случайно. Слово «лад» в русском языке означает «согласие», «мир», «порядок». Звуки лада образуют звукоряд. Звукоряд, где звуки расположены последовательно, в восходящем или нисходящем порядке от опорного звука, именуют гаммой. Гамма имеет объём октавы, но может быть продолжена и за её пределы; в этом случае она точно повторит исходную последовательность звуков. Звуки гаммы, или ступени, обозначаются римскими цифрами — от I до VII — начиная с опорного звука в восходящем порядке. Опорный звук лада, или I ступень гаммы, называется тоникой. Помимо тоники, выполняющей главную функцию внутри музыкального лада, есть и другие звуки, являющиеся основными: доминанта (от лат. dominas — «господствующий») — главный после тоники — и субдоминанта — главный после доминанты. Субдоминанта и доминанта обычно представляют собой, соответственно, IV и V ступени гаммы. Все вместе они образуют опорное (тоническое) трезвучие лада. Музыкальные произведения строятся, во-первых, на мелодии — определённой последовательности звуков, образующих законченную мысль. Мелодия, имеющая чётко выраженное настроение, создающая образ, называется темой. В больших сочинениях тема часто состоит из нескольких мелодий. В свою очередь мелодия может делиться на фразы и мотивы. Во-вторых, в музыкальном произведении используются созвучия — одновременно взятые звуки. Созвучия, включающие более трёх звуков, называют аккордами. Тоника, доминанта и субдоминанта помогают достичь гармонии — согласованного звучания аккордов. Гармонией именуют также искусство соединения аккордов друг с другом в музыкальном произведении. Любую мелодию можно напеть, начиная с произвольно выбранного опорного звука (тоники). Мелодия от этого не изменится — её можно будет узнать. Однако обнаружится, что в одном случае петь несложно — голос без труда воспроизводит мелодию, а в другом одни звуки оказываются слишком низкими, а другие чересчур высокими. В зависимости от выбранной тоники мелодия звучит то выше, то ниже — в разной тональности. Таким образом, тональность — это высота лада. Роль тональности очень велика. Музыкальное произведение, как правило, начинается и заканчивается в одной тональности, в середине же возможен временный уход к другим тональностям. Единая тональность скрепляет произведение, придаёт ему целостность и сообщает логику развитию музыкальных тем. |