Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая


601


Приложение


Если бы не было диссонанса, то му­зыка обречена была бы только на изображение вечного блаженства». В истории музыкального искусст­ва за различными интервалами за­крепилось определённое вырази­тельное значение. Так, например, секунда — знак плача, скорби, горя, печали; кварта служит изображе­нию воли, призыва, героизма и т. д.

ЛАД, ЗВУКОРЯД И ТОНАЛЬНОСТЬ

В произвольном месте закончить мелодию сложно: некоторые звуки вызывают ощущение незавершён­ности, требуют продолжения мело­дии; на других, наоборот, остано­виться легко. Таким образом, звуки, взаимодействуя друг с другом, при­обретают разные качества: одни воспринимаются как неустойчивые, другие как устойчивые — опорные. Система взаимосвязей звуков, в ко­торой один является опорным, а другие тяготеют к нему, называется ладом. Это одно из важнейших по­нятий в музыке, и название своё оно получило не случайно. Слово «лад» в русском языке означает «согла­сие», «мир», «порядок».

Звуки лада образуют звукоряд. Звукоряд, где звуки расположены последовательно, в восходящем или нисходящем порядке от опорного звука, именуют гаммой. Гамма имеет объём октавы, но может быть про­должена и за её пределы; в этом слу­чае она точно повторит исходную последовательность звуков. Звуки гаммы, или ступени, обозначаются римскими цифрами — от I до VII начиная с опорного звука в восходя­щем порядке. Опорный звук лада, или I ступень гаммы, называется то­никой. Помимо тоники, выполня­ющей главную функцию внутри му­зыкального лада, есть и другие звуки, являющиеся основными: доминанта (от лат. dominas — «господству­ющий») — главный после тоники — и субдоминанта — главный после доминанты. Субдоминанта и доми­нанта обычно представляют собой,


соответственно, IV и V ступени гам­мы. Все вместе они образуют опор­ное (тоническое) трезвучие лада.

Музыкальные произведения стро­ятся, во-первых, на мелодии — опре­делённой последовательности звуков, образующих законченную мысль. Мелодия, имеющая чётко выражен­ное настроение, создающая образ, называется темой. В больших сочи­нениях тема часто состоит из не­скольких мелодий. В свою очередь мелодия может делиться на фразы и мотивы. Во-вторых, в музыкальном произведении используются созву­чия — одновременно взятые звуки. Созвучия, включающие более трёх звуков, называют аккордами. Тоника, доминанта и субдоминанта помога­ют достичь гармонии — согласован­ного звучания аккордов. Гармонией именуют также искусство соедине­ния аккордов друг с другом в музы­кальном произведении.

Любую мелодию можно напеть, начиная с произвольно выбранного опорного звука (тоники). Мелодия от этого не изменится — её можно будет узнать. Однако обнаружится, что в одном случае петь несложно — голос без труда воспроизводит ме­лодию, а в другом одни звуки оказы­ваются слишком низкими, а другие чересчур высокими. В зависимости от выбранной тоники мелодия зву­чит то выше, то ниже — в разной то­нальности. Таким образом, тональ­ность — это высота лада.

Роль тональности очень велика. Музыкальное произведение, как пра­вило, начинается и заканчивается в одной тональности, в середине же возможен временный уход к другим тональностям. Единая тональность скрепляет произведение, придаёт ему целостность и сообщает логику развитию музыкальных тем.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz