|
Выход из положения был найден только после изобретения нотного стана, или нотоносца, — набора горизонтальных параллельных линий. В наши дни таких линий пять. Знаки, обозначающие звуки, — ноты (от лат. nota — «письменный знак») — располагают и на линиях, и между ними. Ноты имеют вид маленьких овалов, по виду которых определяют длительность звука, а по распо- 603 Приложение ложению на нотном стане — его высоту. Незаштрихованный овал обозначает самый длинный по протяжённости звук Овал с приставленной вертикальной линией — штилем — указывает на то, что данный звук в два раза короче, чем самый длинный. Для обозначения ещё более коротких длительностей — четвертей, восьмых, шестнадцатых и т. д. — используется определённое число дополнительных «хвостиков», называемых флажками, или поперечных черт, соединяющих штили, — вязок. Опыт показал, что для обозначения высоты пяти линий недостаточно. На них умещаются только звуки средней высоты (например, расположенные в центре фортепианной клавиатуры). А как быть с более высокими или более низкими? В этом случае используют систему добавочных линий. В зависимости от высоты звука нота, его обозначающая, рисуется или над, или под нотным станом. Однако, если звуки очень высокие или очень низкие, можно легко запутаться в количестве добавочных линий. Во избежание этого была изобретена система музыкальных ключей — условных знаков, которые ставятся в начале нотного стана и обозначают регистр (высоту звучания) записанной музыки. Одна и та же нота в разных ключах звучит по-разному. Музыкальные ключи избавляют композитора от вычерчивания многочисленных добавочных линий, а значит, облегчают чтение нотного текста. Основные музыкальные ключи — скрипичный и басовый. Скрипичный ключ ($), или ключ соль, называется так потому, что его завиток охватывает вторую линию нотоносца, на которой в этом ключе записывается нота соль первой октавы. Басовый ключ, или ключ фа, носит такое название потому, что между двумя его точками находится четвёртая линия нотоносца, на которой в этом ключе записывается нота фа малой октавы. Если открыть ноты любого произведения для фортепиано, то можно увидеть, что партия правой руки (средний и высокий регистры) пишется в скрипичном ключе, а партия левой (низкий регистр) — в басовом. Два других ключа — альтовый и теноровый — применяются реже. Всего в нотной грамоте семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. (О происхождении названий нот см. дополнительный очерк «Средневековое нотное письмо» к статье «Музыка средневековой Европы».) Каждая из них может повышаться или понижаться на полтона в процессе развития музыкального произведения. Это явление называется альтерацией (от ср.-век. лат. alteratio — «изменение»), и для её обозначения предусмотрены специальные знаки. На повышение указывает диез, на понижение — бемоль. Они пишутся слева от ноты и упоминаются в её названии: так, нота до с поставленным перед ней диезом будет называться «до диез». Если же нужно вернуть ноту после альтерации в первоначальное положение, используется знак отмены — бекар. Знаки альтерации иногда пишутся и в начале нотной строчки, сразу после ключа, на тех же линейках, что и соответствующие им ноты. Они указывают на то, что в произведении некоторые конкретные звуки всегда будут повышены или понижены. Благодаря существованию постоянных знаков при ключе можно не ставить их перед соответствующими нотами. |