Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Выход из положения был найден только после изобретения нотного стана, или нотоносца, — набора го­ризонтальных параллельных линий. В наши дни таких линий пять. Знаки, обозначающие звуки, — ноты (от лат. nota — «письменный знак») — располагают и на линиях, и между ними. Ноты имеют вид маленьких овалов, по виду которых определя­ют длительность звука, а по распо-


603


Приложение


ложению на нотном стане — его вы­соту. Незаштрихованный овал обозначает самый длинный по про­тяжённости звук Овал с приставлен­ной вертикальной линией  штилем — указывает на то, что дан­ный звук в два раза короче, чем са­мый длинный. Для обозначения ещё более коротких длительностей — четвертей, восьмых, шестна­дцатых  и т. д. — используется определённое число дополнитель­ных «хвостиков», называемых флаж­ками, или поперечных черт, соеди­няющих штили, — вязок.

Опыт показал, что для обозначе­ния высоты пяти линий недостаточ­но. На них умещаются только звуки средней высоты (например, располо­женные в центре фортепианной кла­виатуры). А как быть с более высоки­ми или более низкими? В этом случае используют систему добавочных ли­ний. В зависимости от высоты звука нота, его обозначающая, рисуется или над, или под нотным станом. Од­нако, если звуки очень высокие или очень низкие, можно легко запутать­ся в количестве добавочных линий. Во избежание этого была изобрете­на система музыкальных ключей условных знаков, которые ставятся в начале нотного стана и обозначают регистр (высоту звучания) записан­ной музыки. Одна и та же нота в раз­ных ключах звучит по-разному. Музыкальные ключи избавляют ком­позитора от вычерчивания много­численных добавочных линий, а зна­чит, облегчают чтение нотного текста. Основные музыкальные клю­чи — скрипичный и басовый. Скри­пичный ключ ($), или ключ соль, на­зывается так потому, что его завиток охватывает вторую линию нотонос­ца, на которой в этом ключе записы­вается нота соль первой октавы. Ба­совый ключ, или ключ фа, носит такое название потому, что между двумя его точками находится четвёр­тая линия нотоносца, на которой в этом ключе записывается нота фа ма­лой октавы. Если открыть ноты лю­бого произведения для фортепиано, то можно увидеть, что партия правой руки (средний и высокий регистры)


пишется в скрипичном ключе, а пар­тия левой (низкий регистр) — в ба­совом. Два других ключа — альтовый и теноровый — применяются реже.

Всего в нотной грамоте семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. (О проис­хождении названий нот см. допол­нительный очерк «Средневековое нотное письмо» к статье «Музыка средневековой Европы».) Каждая из них может повышаться или пони­жаться на полтона в процессе разви­тия музыкального произведения. Это явление называется альтерацией (от ср.-век. лат. alteratio — «измене­ние»), и для её обозначения преду­смотрены специальные знаки. На повышение указывает диез, на по­нижение — бемоль. Они пишутся слева от ноты и упоминаются в её названии: так, нота до с постав­ленным перед ней диезом будет на­зываться «до диез». Если же нужно вернуть ноту после альтерации в первоначальное положение, исполь­зуется знак отмены — бекар. Зна­ки альтерации иногда пишутся и в начале нотной строчки, сразу после ключа, на тех же линейках, что и со­ответствующие им ноты. Они указы­вают на то, что в произведении не­которые конкретные звуки всегда будут повышены или понижены. Бла­годаря существованию постоянных знаков при ключе можно не ставить их перед соответствующими нотами.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz