Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

 

МУЗЫКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Традиции западноевропейской церковной музыки восходят к IVV вв. Ранний этап их формирования связан с деятельностью богослова и проповедника святого Амвросия Медиоланского (около 340—397) — он одним из первых стал сочинять гимны для богослужений. Амвросию принадлежит важное нововведение в практику церковной музыки — разделение хора на два состава, находящиеся по разные стороны алтаря. Составы поочерёдно пели между молитвенными текстами музыкальные фрагменты. Такие фрагменты назывались антифонами (от греч. «анти'фонос» — «звучащий в ответ»), а принцип их исполнения, основанный на чередовании двух хоров, — антифонным пением. Постепенно за важнейшими текстами закреплялись строго определённые антифоны, музыка для которых создавалась на основе уже существовавших и хорошо известных коротких мелодий — распевов. Число антифонов, так же как и число распевов, со временем росло, и певчим всё труднее становилось удерживать их в памяти.

Именно поэтому в самом начале VII в. весь накопившийся материал

был приведён в систему и собран в обширном сборнике под названием «Григорианский антифонарий». Название связано с именем Папы Римского Григория I (около 540— 604). Сборник Папы Григория стал основой для развития одного из стилей европейской церковной музыки — григорианского хорального пения.

Все григорианские песнопения строго одноголосны. Голоса певчих должны сливаться в единое целое до такой степени, чтобы звучание хора максимально приближалось к звучанию голоса одного человека. Музыкальные средства направлены на решение главной задачи — передать особое состояние, когда мысли молящегося сосредоточены на Христе, а чувства приведены в идеальное равновесие, приносящее душе просветление и внутренний покой. Музыкальные фразы песнопений — протяжённые, лишённые резких скачков в мелодии, покоряющие ровностью ритма — несут в себе глубокую умиротворённость и в то же время мерное, сосредоточенное движение. Они передают внутреннюю, молитвенную работу души в общении с Богом и прекрасно согласуются с архитектурой католического храма, все детали которой подчёркивают такое же неуклонное движение — по прямой от входа к алтарю.

Царь Давид, играющий на органе.

Миниатюра из Псалтыри. Англия. Около 1270 г.

Папа Григорий I. Слоновая кость. X в.

*Многоголосие— склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов (партий).

19

 

 

СРЕДНЕВЕКОВОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО

В григорианской музыке была разработана специальная система записи песнопений. Первоначально они обозначались невмами (от греч. «пне'ума» — «дыхание») — условными знаками, передававшими общее направление развития мелодии. Невменная запись напоминала конспект, в котором указано лишь главное, а детали исполнитель должен знать сам.

Невменное письмо. Страница латинской рукописи. Франция. XII в.

Гвидо из Ареццо (слева).

Книжная миниатюра. Италия. XII в.

Одна над другой проводились две черты (обычно разного цвета), обозначавшие высоту основных звуков, а невмы записывались вокруг или прямо на этих линейках.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz