Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Произведения церковного певческого искусства (тропари, каноны и др.) оставались, как правило, анонимными. История сохранила имена только некоторых выдающихся мастеров, и то уже конца XVI в., — Саввы и Василия Роговых, Маркела Безбородого, Фёдора Крестьянина, Фёдора Носа.

Церковные песнопения записывались с помощью нотного письма, в котором звуки передавались знаками-символами — знамёнами (крюками). Своё происхождение знамёна вели от византийских невм. Основной вид древнерусского церковного пения получил название знаменного распева.

Количество знамён было велико. В руководствах-азбуках содержался лишь перечень знамён, а как их петь, не указывалось — это была устная традиция. Искусство пения поэтому требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В конце XVI — начале XVII в. появились азбуки, дающие описание не только знамён, но и способов их пения.

Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно — слогу соответствовало одно знамя (крюк).

Наряду со знаменными существовали кондакарные песнопения, более сложные по мелодии — на один слог приходилось несколько звуков. Кондак — разновидность хвалебной молитвы. Образцы кондакарного пения содержатся в древнейших русских певческих книгах XIIXIII вв. — кондакарях. Такие песнопения имели особую систему записи, не поддающуюся расшифровке.

Образец кондакарного письма. XII в.

провансальского выражения art de trobas — «искусство сочинять», и его можно приблизительно перевести как «изобретатель», «сочинитель».

Иллюстрация к «Песне о деяниях». Фрагмент книжной миниатюры. Франция. XIII в.

В музыкальном отношении творчество трубадуров испытало, вероятно, серьёзное влияние народных традиций. Однако открытым, часто дерзким фольклорным интонациям они придали большую мягкость, утончённость. Ритмика композиций даже в быстром темпе сохраняет размеренность и изящество, а форма отличается глубокой продуманностью и пропорциональностью.

Музыка трубадуров разнообразна по жанрам. Значительное место занимали эпические произведения под названием песни о деяниях (фр. chansons de geste). Обычно их писали на тексты из «Песни о Роланде» — эпической поэмы (XII в.), рассказывающей о походах Карла Великого и трагической судьбе его верного рыцаря Роланда. Об идиллических картинах сельской жизни

23

 

 

повествовали нежные и мягкие по характеру пастурели (от фр. pastourelle — «пастушка»). (Позже на их основе возникнет пастораль — произведение искусства, показывающее единение человека с природой.) Существовали также песни нравоучительного содержания — тенсоны

(от фр. tension — «напряжение», «давление»).

Однако главной в музыке и поэзии трубадуров оставалась любовная тематика, а основным жанром были песни утренней зари (фр. chansons l'aube). Как правило, в них поётся о сладостной минуте ночного свида-

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz