Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

тов. В разное время здесь работали нидерландские мастера-полифонисты Гийом Дюфаи и Жоскен Депре. Их развитая композиторская техника иногда мешала воспринимать

текст богослужения: он терялся за изысканными сплетениями голосов и слова, по сути, не были слышны. Поэтому церковные власти относились настороженно к подобным

27

 

 

МАДРИГАЛ

В эпоху Возрождения возросла роль светских жанров. В XIV в. в итальянской музыке появился мадригал (от позднелат. matricale — «песня на родном языке»). Сложился он на основе народных (пастушеских) песен. Мадригалы представляли собой песни для двух-трёх голосов, часто без инструментального сопровождения. Писались они на стихи современных итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви; существовали песни на бытовые и мифологические сюжеты.

В течение XV столетия композиторы почти не обращались к этому жанру; интерес к нему возродился лишь в XVI в. Характерная особенность мадригала XVI столетия — тесная связь музыки и поэзии. Музыка гибко следовала за текстом, отражала события, описанные в поэтическом источнике. Со временем сложились своеобразные мелодические символы, обозначавшие нежные вздохи, слёзы и т. д. В произведениях некоторых композиторов символика была философской, например в мадригале Джезуальдо ди Венозы «Умираю я, несчастный» (1611 г.).

Расцвет жанра приходится на рубеж XVIXVII вв. Иногда одновременно с исполнением песни разыгрывался её сюжет. Мадригал стал основой мадригальной комедии (хоровая композиция на текст комедийной пьесы), которая подготовила появление оперы.

Титульный лист сборника мадригалов. Венеция. 1591 г.

произведениям и выступали за возвращение одноголосия на основе григорианских песнопений. Вопрос о допустимости полифонии в церковной музыке обсуждался даже на Тридентском соборе католической церкви (1545—1563 гг.). Приближённый к Папе Римскому, Палестрина убедил деятелей Церкви в возможности создания произведений, где композиторская техника не будет препятствовать пониманию текста. В доказательство он сочинил «Мессу Папы Марчелло» (1555 г.), в которой сложная полифония сочетается с ясным и выразительным звучанием каждого слова. Таким образом музыкант «спас» профессиональную полифоническую музыку от гонения церковных властей.

В 1577 г. композитора пригласили к обсуждению реформы градуала — собрания священных песнопений католической церкви. В 80-х гг. Палестрина принял духовный сан, а в 1584 г. вошёл в состав Общества мастеров музыки — объединения

музыкантов, подчинявшегося непосредственно Папе Римскому.

Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением. Созданные им произведения поражали современников, как высочайшим мастерством, так и количеством (более ста месс, триста мотетов, сто мадригалов). Сложность музыки никогда не служила преградой для её восприятия. Композитор умел находить золотую середину между изощрённостью композиций и доступностью их для слушателя. Основную творческую задачу Палестрина видел в том, чтобы разработать цельное большое произведение. Каждый голос в его песнопениях развивается самостоятельно, но при этом образует единое целое с остальными, и нередко голоса складываются в поразительные по красоте сочетания аккордов. Часто мелодия верхнего голоса как бы парит над остальными, обрисовывая «купол» многоголосия; все голоса отличаются плавностью и развитостью.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz