Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Наиболее ярким представителем музыкальной культуры того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544—1623) — нотоиздатель, органист и композитор. Бёрд стал родоначальником английского мадригала. Его произведения отличаются простотой (он избегал сложных полифонических приёмов), оригинальностью формы, которая следует за текстом, и гармонической свободой. Все музыкальные средства призваны утверждать красоту и радость жизни в противоположность средневековой строгости и сдержанности. В жанре мадригала у композитора было много последователей.

Бёрд создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку. В сочинениях для вёрджинела он использовал мотивы народных песен и танцев. Композитор очень хотел, чтобы написанная им музыка «счастливо несла хоть немного нежности, отдохновения и развлечения» — так писал Уильям Бёрд в предисловии к одному из своих музыкальных сборников.

Уильям Бёрд.

 

жании богослужения. Это объяснялось двумя причинами. К середине XV в. полифоническое мастерство композиторов, работавших в жанрах церковной музыки, достигло необычайной сложности и изощрённости. Подчас создавались произведения, которые из-за мелодической насыщенности голосами и пространных распевов не могли быть восприняты и духовно пережиты большинством прихожан. К тому же служба велась на латинском языке, понятном итальянцам, но чуждом для немцев. Основатель движения Реформации Мартин Лютер (1483—1546) считал, что необходима реформа церковной музыки. Музыка, во-первых, должна способствовать более активному участию прихожан в богослужении (при исполнении

35

 

 

      

Ганс Сакс.                            Мартин Лютер.

 

 

полифонических композиций это было невозможно), а во-вторых, рождать сопереживание библейским событиям (чему препятствовало ведение службы на латинском языке). Таким образом, к церковному пению предъявлялись следующие требования: простота и ясность мелодии, ровный ритм, чёткая форма песнопения. На этой основе возник протестантский хорал — главный жанр церковной музыки немецкого Возрождения.

В 1522 г. Лютер перевёл Новый Завет на немецкий — отныне стало возможным совершать богослужение на родном языке.

В подборе мелодий для хоралов активное участие принимал сам Лютер, а также его друг, немецкий теоретик музыки Иоганн Вальтер (1490—1570). Основными источниками таких мелодий были народные духовные и светские песни — широко известные и лёгкие для восприятия. Мелодии к некоторым из хоралов Лютер сочинил сам. Один из них, «Господь — опора наша», стал символом Реформации в период религиозных войн XVI в.

Другая яркая страница немецкой музыки Ренессанса связана с творчеством мейстерзингеров (нем. Meistersinger — «мастер-певец») — поэтов-певцов из среды ремесленников. Они были не профессиональными музыкантами, а, прежде всего мастерами — оружейниками, портными,

стекольщиками, башмачниками, пекарями и т. п. В городской союз таких музыкантов входили представители разных ремёсел. В XVI столетии объединения мейстерзингеров существовали во многих городах Германии.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz