Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

При всех различиях между древними государствами многое их объединяло. Общей была экономика, основанная на рабовладении. Политика также преследовала единую цель: подчинение более слабых и немногочисленных народов и создание крупного государства. В результате во III тысячелетиях до н.э. одна за другой образовались мощные военные державы: Вавилон и Ассирия, государство Александра Македонского, наконец, Римская империя. Много сходных черт было и в религиозных представлениях древних народов. Большинство из них придерживалось политеизма — веры во многих богов, олицетворявших силы природы и основные виды деятельности человека.

Древняя культура была, прежде всего, подчинена решению религиозных задач. Искусство рассматривали как средство, напоминающее о постоянном присутствии божеств в жизни, в том числе и в повседневных делах. Поэтому произведения светского содержания были проникнуты религиозным смыслом не меньше, чем культовая архитектура или изображения богов.

Религиозные задачи возлагались и на музыку. Древний человек с особой остротой чувствовал силу воздействия музыки на самые сложные и сокровенные стороны души. Не случайно в большинстве стран музыканты были служителями храмов (а порой и жрецами); умение же играть на каком-либо инструменте считалось высшим, божественным даром. В исполнении музыки огромную роль играла импровизация: способность импровизировать воспринималась как состояние наивысшей близости музыканта к божеству. Может быть, поэтому древние авторы не всегда стремились записать свои произведения, и от огромной эпохи в три тысячелетия осталось ничтожно малое число сочинений.

Именно в древности музыка сложилась как профессиональное искусство. Тогда же возникли основные группы музыкальных инструментов: ударные, струнные и духовые; зародились формы сольного и хорового пения; появились первые представления о музыкальных жанрах и ладах. Традиции древних цивилизаций в различных регионах сохранялись по-разному: если музыка Египта, Двуречья или античности воспринимается сейчас как далёкое прошлое, то для Индии и Китая древняя музыка — часть современной музыкальной культуры.

МУЗЫКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДВУРЕЧЬЯ

Изучение музыки Древнего Египта и государств Двуречья сопряжено с рядом трудностей. Главная сложность

состоит в том, что сами музыкальные произведения почти не сохранились. О музыкальной культуре этих цивилизаций могут рассказать только косвенные данные — тексты гимнов и песнопений, произведения скульптуры и живописи, отдельные

10

 

 

Лютнист и арфист. Рельеф гробницы. Древний Египет. XVIXIV вв. до н. э.

упоминания в документах. Сведения приходится собирать по крупицам, и находят их порой в самых неожиданных местах — хозяйственных отчётах, юридических договорах и даже в пособиях по изучению математики или анатомии.

Многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке. Они играли на разнообразных инструментах: струнных щипковых (арфа, лира), духовых (флейта, гобой), различных видах ударных.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz