Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

При дворе «короля-солнца» Людовика XIV опера заняла важное место. Королевская академия музыки (театр, в котором проходили оперные постановки) стала одним из символов роскоши королевского двора и могущества монарха.

Во французской музыке появилась своя разновидность оперы-сериа — лирическая трагедия (фр. trage'die lyrique). Создателем этого жанра стал композитор Жан Батист Люлли (1632—1687). Оперы Люлли, крупные пятиактные произведения, отличались роскошью постановки, пышностью декораций и костюмов, как того требовал двор, желавший ярких зрелищ, праздника. Это типичные для эпохи барокко драмы с чертами классицизма. Здесь бушевали страсти, происходили героические события. Искусственная, изысканная красота в музыке и декорациях, характерная для барокко, — и классицистическая уравновешенность, стройность построения. Это особенность опер Люлли. Большую роль играли танцевальные номера, которые представляли собой законченные сцены.

Люлли писал оперы на сюжеты из античной мифологии и эпических поэм эпохи Возрождения. Лучшая его опера — «Армида» (1686 г.) — создана по мотивам героической поэмы итальянского поэта Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Согласно сюжету, дамасская царица Армида околдовывает своими чарами рыцаря-крестоносца Рено (у Тассо — Ринальдо). Однако сподвижники Рено напоминают ему

Жан Батист Люлли.

43

 

 

Эскиз декораций к опере «Армида». XVII в.

о воинском долге, и рыцарь покидает возлюбленную, а та в отчаянии разрушает царство. Идея оперы отвечает требованиям классицизма (конфликт долга и чувства), но любовные переживания героев показаны с такой выразительностью и глубиной, что становятся центром действия. Главное в музыке Люлли — развёрнутые арии-монологи, в которых темы песенного или танцевального характера чередуются с речитативом, гибко и тонко передающим чувства персонажей. Влияние барокко проявилось не только во внешней роскоши постановки,

но в повышенном внимании к любовной драме; именно глубина чувств, а не следование долгу делает героев интересными для слушателя. Развитие национальной оперы продолжилось в творчестве младшего современника Люлли — Жана Филиппа Рамо (1683—1764). Он также писал в жанре лирической трагедии. В произведениях Рамо углубились психологические характеристики героев, композитор стремился преодолеть внешний блеск и

Жан Филипп Рамо.

помпезность французской оперы. Имея опыт работы в камерно-инструментальной музыке, он усилил роль оркестра.

В операх Люлли и Рамо сложился особый тип увертюры, позднее названный французским. Это большая и красочная по звучанию оркестровая пьеса, состоящая из трёх частей. Крайние части — медленные, торжественные, с обилием коротких пассажей и других изысканных украшений главной темы. Для середины пьесы выбирался, как правило, быстрый темп (было очевидно, что авторы блестяще владеют всеми приёмами полифонии). Такая увер-

Эскизы костюмов к опере «Тезей» Жана Батиста Люлли. XVII в.

44

 

 

тюра была уже не проходным номером, под который шумно усаживались опоздавшие, а серьёзным произведением, вводившим слушателя в действие и раскрывавшим богатые возможности звучания оркестра. Из опер французская увертюра вскоре перешла в камерную музыку и позднее часто использовалась в произведениях немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz