Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В области инструментальной музыки во Франции основные достижения связаны с клавиром. Клавирная музыка представлена двумя жанрами. Один из них — пъесы-миниатюры, простые, изящные, утончённые. В них важны мелкие детали, попытки изобразить звуками пейзаж или сценку. Французские клавесинисты создали особую мелодику, полную изысканных украшений — мелизмов (от греч. «ме'лос» — «песнь», «мелодия»), представляющих собой «кружево» коротких звуков, которые могут даже сложиться в крошечную мелодию. Существовало множество разновидностей мелизмов; они обозначались в нотном тексте специальными знаками. Поскольку звук у клавесина не тянется, мелизмы часто необходимы для того, чтобы создать непрерывно звучащую мелодию или фразу.

Другой жанр французской клавирной музыки — сюита (от фр. suite — «ряд», «последовательность»). Такое произведение состояло из нескольких частей — танцевальных пьес, контрастных по характеру; они следовали друг за другом. Для каждой сюиты были обязательны четыре основных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Сюиту можно назвать международным жанром, так как она включала в себя танцы разных национальных культур. Аллеманда (от фр. allemande — «немецкая»), например, немецкого происхождения, куранта (от фр. courante — «бегущая») — итальянского, родина сарабанды (исп. zarabanda) — Испания, жиги (англ. jig) — Англия. Каждый из танцев имел свой характер, размер, ритм, темп. Постепенно помимо данных танцев в сюиту стали включать и другие номера — менуэт, гавот и др. Зрелое воплощение жанр сюиты нашёл в творчестве Генделя и Баха.

Крупнейший представитель французской клавесинной школы — Франсуа Куперен (1668—1733), которого современники называли «великим Купереном». В его пьесах, изданных в 1713—1730 гг., поэтично передан мир природы («Тростники», «Жнецы»), тонкие душевные переживания («Любимая»).

Франсуа Куперен.

МУЗЫКА АНГЛИИ

XVII век стал для Англии временем важных общественно-политических перемен. Буржуазная революция и

 

Молодая женщина играет на вёрджинеле.

Художник Я. Вермер. Около 1671 г.

*Клавир — клавишный инструмент. Имел разновидности — клавикорд и клавесин, которые различались по способу извлечения звука. На клавесине — с помощью щипка струны пёрышком, на клавикорде — ударом металлической пластинки. В отличие от фортепиано звук на этих инструментах нельзя было продлить — он тут же затухал. Благодаря этому стиль игры отличался лёгкостью, изяществом.

45

 

 

 

МАСКИ

В XVIXVII столетиях в Англии при королевском дворе и в домах аристократов устраивались музыкальные представления, получившие название «маски». Они давались, несмотря на запрет, даже в период пуританского правления. В таком спектакле не было сюжета. Перед зрителем разворачивалось пышное комедийное костюмированное действо. Пёстрой чередой сменяли друг друга сцены и номера: маскарадные шествия, драматические диалоги, сольные и хоровые песни, танцы. Со временем возросла роль повествования, появился незатейливый сюжет (обычно мифологический), к которому придворные композиторы сочиняли музыку.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz