Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями — музыкально-драматическими представлениями, посвященными жизни богов. Самая популярная тема мистерий — повествование о смерти и воскресении Осириса, бога созидательных сил природы и загробного мира; в них исполнялись хвалебные гимны и скорбные песнопения — плачи.

Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе — инструментальной музыке. Сцены из жизни фараонов и их приближённых на фресках гробниц изображают музыкантов с арфами, флейтами и инструментами, напоминающими лютню.

В древних государствах Двуречья, как и в Египте, музыкантов изображали на рельефах и особенно часто на цилиндрических печатях (сцены ритуального пира или собрания богов). Музыкальные инструменты похожи на своих египетских «собратьев» — это арфы, лиры, лютни и флейты.

Музыканты. Роспись гробницы. Древний Египет. XIV в. до н.э.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПИСЬМО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДВУРЕЧЬЯ

В 1967 г. при раскопках финикийского города-государства Угарита была найдена табличка XV в. до н.э. с текстом религиозного гимна. Это пока единственная запись музыки Двуречья. Слова гимна написаны на хурритском языке, а «ноты» — на аккадском. Расшифровку сделали специалисты из Бельгии, Великобритании, США и Чехии; в результате получилось четыре абсолютно разных произведения.

Почему же столь сложно расшифровать даже такое маленькое музыкальное сочинение? Причину следует искать в особом способе записи музыки. В Двуречье использовали клинопись — письменность, знаки которой состоят из клиновидных чёрточек. Каждый знак обозначал не один звук, а два, т. е. простейший вид созвучия — интервал. Как должны исполняться эти звуки — последовательно или одновременно, в тексте не указывалось.

По поводу записи египетской музыки существуют разные предположения. Если с этой целью применяли иероглифы — рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию, — тогда она также была неполной. Однако существовал ещё и особый способ обозначения звуков через жесты — хирономия (от греч. «хе'йр» — «рука» и «но'мос» — «закон»). Она практиковалась, вероятно, в хоровом пении и известна по изображениям на рельефах гробниц.

Музыкальное письмо Древнего Египта и Двуречья вызывает немало вопросов. Почему музыкальные произведения записывались неполно? Почему, создавая сложные системы письменности, древний человек не стремился найти способ записи, предназначенный для музыки, подобно тому как европейцы пришли к созданию нотной грамоты? Вероятно, в сознании древних египтян и жителей Двуречья музыка была значительно теснее связана со словом, нежели в более поздние эпохи. К тому же характер музыки мог зависеть не только от содержания текста, но и от трактовки его исполнителем. Возможно, поэтому музыкант записывал лишь самые необходимые сведения, на основе которых он импровизировал. В отличие от исторической хроники или поэтического произведения музыкальный текст был всего лишь своего рода конспектом, в котором информация передавалась в сокращённом виде и, скорее всего, была понятна только исполнителю.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz