Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В формировании личности и творчества Баха важную роль сыграла музыкальная культура немецкого протестантизма. Не случайно большая часть наследия композитора — духовная музыка. К самому популярному жанру XVIII в., опере, он не обращался.

Бах никогда не покидал Германии, более того, жил в основном не в столичных, а в провинциальных городах. Тем не менее, он был знаком со всеми значительными достижениями в музыке того времени. Композитор сумел соединить в своём творчестве традиции протестантского хорала с традициями европейских музыкальных школ.

Произведения Баха отличаются философской глубиной, сосредото-

                                    

Дом Иоганна Себастьяна Баха. Айзенах.                     Цимбалы в доме Иоганна Себастьяна Баха.                                                                                     Айзенах.

КАНТАТЫ БАХА

Кантата играла в протестантском богослужении роль, сопоставимую с ролью храмовой живописи, — представляла в музыкальных образах библейские события, т. е. создавала музыкальные иллюстрации к фрагментам Священного Писания. Она помогала верующему «пережить» (а значит, глубоко понять) тот или иной эпизод библейской истории. Кантату мог завершать (а порой и открывать) хорал, в котором излагался основной смысл отрывка. Мелодия хорала была известна, поэтому к пению присоединялись прихожане.

Кантаты Баха, особенно арии, исполнены огромной эмоциональной силы. Молитвенная отстранённость сочетается в них со светлой радостью, а внутренний драматизм с лирикой. В наследии композитора есть сольные (т. е. написанные для одного певца и оркестра) и сольно-хоровые (включают арии и дуэты солистов, речитативы, хоры) сочинения. Сольная кантата передаёт сокровенные чувства одного человека, возникающие при чтении текста Писания, а сольно-хоровая — всей церковной общины.

Помимо духовных Бах создал и светские кантаты. В «Кофейной» (1732 г.) и «Крестьянской» (1742 г.) есть черты комической оперы, а кантату «Феб и Пан» (1731 г.) можно даже назвать сатирическим произведением.

Титульный лист партитуры кантаты «Радостный день», посвящённой открытию новой

школы. 1732 г.

49

 

 

«СТРАСТИ» БАХА

«Страсти», или пассивны (от лат. passio — «страдание»), — музыкальная композиция на евангельский текст о страданиях и смерти Иисуса Христа. Основная идея «страстей» — самопожертвование Сына Божьего ради блага людей. Корни этого жанра восходят к продолжительным и торжественным евангельским чтениям на Страстной неделе (последняя неделя Великого поста перед Пасхой), вошедшим в церковный обиход в IV в. В эпоху Средневековья такие действа исполнялись как полупения-получтения. С XIII в. текст «страстей» стал произноситься по ролям. Выделялись партии Евангелиста, позднее — отдельных персонажей (Христа, Иуды, Петра, Пилата и др.), реплики толпы. В католическом богослужении сохранялся латинский текст. С возникновением протестантизма появились «страсти» на немецком языке.

Расцвет жанра относится к XVIIXVIII вв., и связан он, прежде всего с творчеством Баха, который внёс в «страсти» существенные изменения. «Страсти по Иоанну» (1724 г.) и «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 г.) — драматически сложные композиции. Партия Евангелиста (тенор) представляет собой речитатив (до Баха она была близка к чтению нараспев). Кроме евангельского текста Бах использовал современный поэтический текст: на него написаны арии, завершающие каждую сцену. Арии передают размышления человека, читающего Евангелие, его переживания и молитву, поэтому они предназначены для анонимных персонажей — в нотах указан только голос (сопрано, бас и т. д.). В каждой сцене присутствует хор, выражающий взгляд всей церковной общины. В «Страстях» Баха три типа хора: хор, исполняющий хорал-молитву; хор, передающий отстранённую оценку событий; хор как непосредственный участник действия, т. е. народ. Благодаря такому сложному построению «Страсти» одновременно показывают и евангельские события, и молящегося, который над этими событиями размышляет.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz