Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В последние годы жизни композитор почти потерял зрение, и самые виртуозные в полифоническом отношении циклы («Музыкальное приношение», 1747 г.; «Искусство фуги», 1749—1750 гг.) он вынужден был диктовать.

МУЗЫКА РОССИИ

В России в XVIII столетии произошли глубокие перемены. Реформы Петра I (1682—1725 гг.) не только затронули политическое устройство страны, но и оказали серьёзное влияние на культуру. Стало развиваться светское искусство. Появились новые формы музыкальной жизни, заимствованные в Европе.

Музыка сопровождала многочисленные маскарады и балы, которые устраивались в Петербурге. Пётр обычно въезжал в город с большой

ФУГА

Наиболее сложная форма полифонической музыки — фуга (от лат. fuga — «бег»). В основе фуги лежит тема — мелодия, которая проводится по разным голосам. Её переход в другой голос называется имитацией — второй голос имитирует, т. е. повторяет, тему на другой высоте. Обычно фуга имеет три части: экспозиционную, развивающую и завершающую. Каждая часть состоит в свою очередь из двух элементов: разработки темы и интермедии — фрагмента, когда тема не звучит и слушатель погружается в другую мелодию.

В экспозиции тема развивается в основной тональности попеременно всеми голосами в определённом порядке и по строгим правилам. Затем следует интермедия. Во второй части тема претерпевает различные изменения. Она может звучать на другой высоте, в другой тональности, в уменьшении («сжимается»), увеличении («растягивается»), от конца к началу (в обратной последовательности), восходящее движение заменяется нисходящим и т. д. Нередко применяется наложение темы в одном голосе на её же звучание в другом, что усиливает напряжённость. Третью часть, так же как и вторую, предваряет интермедия. В заключительном разделе тема возвращается в основную тональность, и всё «становится на свои места».

Таким образом, то, что слово «фуга» произошло от слова «бег», не случайно. Голоса всё время как бы догоняют друг друга и приходят к согласию лишь в конце.

Бывают фуги двойные и тройные, т. е. не с одной, а с двумя или тремя темами. В экспозиции и во второй части эти темы развиваются отдельно друг от друга, а в заключительном разделе звучат одновременно и меняются местами. Форму фуги композиторы используют для создания органной и клавирной музыки, сочинений для камерного ансамбля и даже оркестра.

ЗИНГШПИЛЬ

Разновидность комической оперы — зингшпиль (нем. Singspiel, от singen — «петь» и Spiel — «игра»). Этот жанр характеризуется сочетанием разговорных диалогов с пением. Зингшпиль сложился в середине XVIII столетия в Германии и Австрии. В Германии жанр развивался под влиянием английской балладной оперы, в которой использовались английские народные песни и популярные оперные мелодии. В основе музыки зингшпиля лежали немецкие народные песни, а в качестве сюжета композиторы обычно брали бытовые истории из жизни горожан или сельских жителей.

В Австрии зингшпиль формировался под влиянием итальянской комедии масок, а также французской комической оперы. Австрийские композиторы наряду с песнями народного характера включали в свои произведения арии, вокальные ансамбли и другие развитые оперные формы. Важную музыкально-драматургическую роль играл оркестр. В жанре зингшпиля работали такие выдающиеся венские композиторы, как Йозеф Гайдн («Хромой бес», 1753 г.) и Вольфганг Амадей Моцарт («Похищение из сераля», 1782 г.).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz