Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Дом, где родился Людвиг ван Бетховен. Бонн.

Орган, на котором учился играть Людвиг ван Бетховен.

64

 

 

«ЛУННАЯ» СОНАТА

Четырнадцатая соната (1801 г.) названа «Лунной» не самим автором, а поэтом-романтиком Людвигом Рельштабом, другом австрийского композитора Франца Шуберта. Случайно найденный образ навсегда закрепился за этим музыкальным произведением, хотя и не вполне соответствует его содержанию.

В 1799 г. Бетховен познакомился с семьёй графа Франца фон Брунсвика. Соната посвящена родственнице семейства — Джульетте Гвиччарди, неразделённая любовь к которой оставила глубокий след в душе композитора и отразилась в музыке «Лунной» сонаты.

Соната Бетховена — новаторское произведение подобного жанра. Необычно уже то, что она начинается с медленной части (вместо быстрой), к тому же написанной не в сонатной форме. В основе лежит тема, построенная на троекратном повторении одного звука — характерный для Бетховена приём. Музыкальная тема у него может состоять из минимального количества звуков (в «Лунной» сонате — один, в Пятой симфонии — два) и при этом заключать в себе внутреннюю энергию и создавать яркий образ. Драматический конфликт (происходящий обычно в первой части) переносится в финал, причём возникает внезапно (ни первая, ни вторая часть его в себе не содержит).

Соната имеет авторский подзаголовок «Почти фантазия» (ит. quasi una fantasia) и восходит к фантазиям Моцарта, основанным на чередовании контрастных по характеру частей. «Лунная» соната построена по тому же принципу, но Бетховен нашёл новое, оригинальное художественное решение: медленное начало (размышление, глубокая печаль), изысканно-тонкая середина (созерцание, наслаждение красотой мира), бурный, драматический финал (порыв чувств, трагические образы судьбы).

Автограф партитуры «Лунной» сонаты.

них переживаний и борьбы. Симфония передаёт чувства, возникающие от соприкосновения с миром природы и сельской жизни. Необычна её структура — пять частей вместо обычных четырёх. Каждая имеет программное название: «Пробуждение бодрых чувств по прибытии в село», «Сцена у ручья», «Весёлая компания поселян», «Гроза. Буря», «Радостное чувство благодарности после бури». В симфонии есть элементы изобразительности, звукоподражания (поют птицы, гремит гром и т. д.). Находки Бетховена в области оркестровки впоследствии использовались многими композиторами-романтиками.

«ГЕРОИЧЕСКАЯ» СИМФОНИЯ

Работая над Третьей симфонией (1802—1804 гг.), Бетховен сначала хотел посвятить её Наполеону Бонапарту — настолько восхищала и притягивала композитора эта сильная личность. Наполеон казался настоящим героем, предводителем народных масс, который руководствуется отнюдь не личными побуждениями. Но вот «генерал революции» провозгласил себя императором, и стало очевидно, что им двигало вовсе не стремление к общечеловеческому счастью, а жажда власти и славы. И Бетховен вычеркнул посвящение с титульного листа, написав лишь одно слово: «Героическая».

В симфонии четыре части. Первая — грандиозное сонатное аллегро, где есть и героическая борьба, и боль страдающей души, и тихое лирическое настроение, и неуклонное стремление к победе.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz