Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Такой сложный состав складывался постепенно, но основные группы инструментов появились уже во второй половине XVIII в., а полностью большой симфонический оркестр сформировался к середине XIX столетия.

Вершиной симфонического творчества Бетховена стала Девятая симфония. Задумана она была ещё в 1812 г., но работал над ней композитор с 1822 по 1823 г. Симфония грандиозна по масштабам; особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст оды «К радости» Иоганна Фридриха Шиллера.

Первая часть — сонатное аллегро. Музыка здесь сурова и драматична. В главной партии как бы из хаоса звуков рождается четкая и очень масштабная тема.

Вторая часть — скерцо по характеру перекликается с первой. Написано скерцо в сложной трёхчастной форме, причём первая и последняя части представляют собой сонатное аллегро. Таким образом, шутливая, игровая музыка обретает у Бетховена серьёзность и драматизм.

Третья часть, исполняемая в медленном темпе, — это спокойный взгляд просветлённой души. Здесь соединились вариации на две темы:

66

 

первая, сосредоточенная и вдохновенная, сменяется второй, полной лирического обаяния. Дважды в конце второй части в неторопливое течение музыки врываются звуки фанфар. Они напоминают о грозах и битвах, но изменить общий философский, созерцательный образ не в силах. Эта музыка — вершина лирики Бетховена.

Четвёртая часть — финал. Замечательна находка композитора в решении вступления: темы предыдущих частей, как в хороводе, проплывают

Автограф партитуры Девятой симфонии.

67

 

 

Людвиг ван Бетховен на прогулке.

перед слушателем словно уходящее прошлое, подобно тому как перед самым важным шагом в своей жизни человек осмысливает прожитое. Эти темы связывает друг с другом музыка, похожая на оперный речитатив (её исполняют виолончели и контрабасы). И вот появляется тема радости. Удивителен внутренний строй темы, похожей на хорал: трепетность — и строгая сдержанность, огромная внутренняя сила, в конце концов, высвобождающаяся в грандиозном гимне добру, истине и красоте.

Радость Бетховен понимал как восхищение гармонией природы и мироздания, как осознание всеобщего человеческого братства, равенства людей перед Богом. Положив на музыку текст Шиллера, Бетховен сократил его. Он убрал философские размышления и оставил лишь те фрагменты, в которых прославляются Бог и стремление к победе человеческого духа. Таким образом, композитор создал собственную «Оду к радости», весьма отличающуюся от оригинала.

Премьера симфонии состоялась в 1825 г. в Венском оперном театре. Для осуществления авторского замысла театрального оркестра оказалось недостаточно, и пришлось пригласить любителей: двадцать четыре скрипки, десять альтов, двенадцать виолончелей и контрабасов, вместо двойного — четверной состав духовых. Для венского классического оркестра такой состав был необыкновенно мощным. Кроме того, каждая хоровая партия (басы, тенора, альты и сопрано) включала двадцать четыре певца, что также превосходило привычные нормы.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz