Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

При жизни Бетховена Девятая симфония для многих осталась непонятной; ею восторгались лишь те, кто близко знал композитора, его ученики и просвещённые в музыке слушатели. Со временем симфонию стали включать в свой репертуар

СОНАТА «АПАССИОНАТА» И ПЯТАЯ СИМФОНИЯ

Двадцать третья соната («Апассионата») была закончена в 1805 г., в то время, когда композитор находился в расцвете творческих сил, но глухота уже неотвратимо преследовала его. Он избегал любого общества, кроме близких друзей, и посвятил сочинение одному из них — Францу фон Брунсвику.

По масштабам соната приближается к симфонии. В ней три части: первая — драматическое сонатное аллегро, вторая — медленная, сосредоточенная, третья — бурный финал, написанный в сонатной форме. Первая и последняя части показывают противостояние человеческой воли и стихийной, роковой силы. Название как нельзя лучше отвечает духу произведения: авторская пометка «apassionata» означает по-итальянски «страсть».

«Апассионата» внутренне связана с Пятой симфонией, в которой ярче всего выразилась главная тема творчества Бетховена — борьба человека с судьбой. У этих произведений общий круг образов; короткая ритмическая структура в первой части «Апассионаты» перекликается с темой судьбы из Пятой симфонии. Этой теме дано название самим композитором. «Так судьба стучится в дверь», — писал Бетховен. Есть сходство и в драматургии цикла: заключительные части и сонаты, и симфонии идут без перерыва; тем самым подчёркивается стремительность и необратимость событий. Но если «Апассионата» завершается самой драматической частью (здесь борьба только начинается), то в Пятой симфонии противостояние и напряжение разрешаются триумфальным радостным финалом.

Людвиг ван Бетховен за роялем.

68

 

 

ПАРТИТУРА

Запись всех голосов (партий) инструментов музыкального произведения, предназначенного для коллектива исполнителей, называется партитурой (ит. partitura — буквально «разделение», «распределение»). Свою строчку в партитуре имеет каждая группа инструментов. Строчки расположены одна под другой и объединены вертикальными отрезками — тактовыми чертами. В современных партитурах группы инструментов записывают следующим образом. На верхних строчках фиксируют партии деревянных духовых инструментов в такой последовательности: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Ниже идут медные духовые инструменты: валторны, трубы, тромбоны, тубы; ещё ниже — ударные инструменты. На последних строчках размешают струнные инструменты — скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Если в произведении композитор использует арфу, фортепиано и орган, то их партии записываются над группой струнных. Голоса солистов и хора, в опере например, располагают над строчкой скрипок.

Страница партитуры Первой симфонии Людвига ван Бетховена.

лучшие оркестры мира, и она обрела новую жизнь.

Для произведений позднего периода творчества композитора (20-е гг. XIX в.) характерны сдержанность чувств и философская углублённость, что значительно отличает их от страстных и драматических ранних сочинений.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz