Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

КАРЛ МАРИЯ ФОН ВЕБЕР

(1786—1826)

Одним из основоположников музыкального романтизма в Германии и создателем немецкой национальной оперы стал композитор, дирижёр и пианист Карл Мария фон Вебер. Систематического музыкального образования Вебер не получил; уроки композиции он брал у известных немецких и австрийских мастеров, в частности у Михаэля Гайдна (брата Йозефа Гайдна). В 1813—1816 гг. Вебер руководил оперным театром в Праге, а в 1817 г. возглавил театр в Дрездене.

В 1821 г. в Берлине состоялась премьера первой романтической оперы Вебера «Вольный стрелок». Романтическим является уже сам сюжет: охотник решается продать душу дьяволу, чтобы победить на состязании в стрельбе и получить руку любимой девушки. Много внимания в опере уделено чувствам персонажей. Главный герой Макс страдает, сомневается,

Карл Мария фон Вебер.

Макс. Эскиз костюма к опере «Вольный стрелок». Германия. XIX в.

Агата. Эскиз костюма к опере «Вольный стрелок». Германия. XIX в.

мечтает о счастье. Тёмным силам противопоставлена его возлюбленная — Агата, чистая и самоотверженная девушка. Важным участником действия в опере становится природа — то сочувствующая, то враждебная человеку. В музыке широко использованы интонации немецких народных песен и танцев. Однако, рисуя фантастический мир злых сил, композитор прибегает к более сложным образам. Появляются резкие гармонии, драматически напряжённые темы. Большую роль в таких эпизодах играет оркестр. Например, сцена «В ущелье», где Макс и его приятель Каспар отливают пули, произнося дьявольские заклинания, представляет собой, фактически, оркестровый эпизод: герои только вставляют отдельные реплики. Очень выразительна музыка увертюры, в которой обозначен драматический конфликт произведения.

Большое влияние на развитие музыкального театра Германии оказали и последующие романтические оперы Вебера — «Эврианта» (1823 г.) и «Оберон» (1826 г.).

Композитор создавал также произведения в инструментальных жанрах. Виртуозная фортепианная пьеса «Приглашение к танцу» (1819 г.) — образец концертного сочинения в ритме вальса, построенного на частой смене контрастных образов. Это сочинение положило начало традиции концертных вальсов Роберта Шумана, Фридерика Шопена, Ференца Листа и других мастеров. В творчестве Вебера впервые появился одночастный инструментальный концерт (например, «Концерт-штюк» для фортепиано с оркестром, 1821 г.) — форма, которая в дальнейшем часто использовалась в романтической музыке. Композитор обращался и к вокальной миниатюре (написал более ста песен).

*Лендлер — австрийский танец, предшественник вальса.

73

 

 

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН

(1809—1847)

Композитор, дирижёр, пианист и органист Феликс Мендельсон (Мендельсон-Бартольди) — представитель романтизма в немецкой музыке. Отец его был банкиром, дед — философом, и будущий композитор получил прекрасное домашнее образование. Знакомство с музыкантами Карлом Марией фон Вебером и Никколо Паганини, писателем Эрнстом Теодором Амадеем Гофманом, естествоиспытателем и путешественником Александром Гумбольдтом, поэтом Иоганном Вольфгангом Гёте повлияло на формирование эстетических взглядов Мендельсона. Совершенными композитор считал произведения Баха, Моцарта, Бетховена. Не случайно его собственные сочинения отличаются строгостью форм, присущей классицизму.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz