Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В 1834 г. Шуман основал в Лейпциге периодическое издание «Но-

74

 

 

Дом, где родился Роберт Шуман. Цвиккау. XIX в.

Лейпцигская консерватория. XIX в.

вый музыкальный журнал» и в течение десяти лет был его главным редактором. Форма статей, публиковавшихся в журнале, была необычна: не унылые рассуждения, а «письма», «дневниковые записки», «сценки из жизни», диалоги. Обладая тонким художественным вкусом, Шуман находил такие поэтические сравнения, что у читателя создавалось впечатление, будто он сам слышит музыку.

Часто Шуман писал статьи не от собственного имени, а от имени выдуманных им героев — Флорестана, Эвзебия и Раро. Эти персонажи воплощали стороны личности самого композитора. Флорестан — пылкий бунтарь, его речь горяча, шутки едки; Эвзебий — поэт, вдохновенный мечтатель; Раро — спокойный и объективный ценитель искусства.

Шуман верил в существование духовного союза музыкантов и называл его «Давидсбунд», что в переводе с немецкого означает «Давидово братство». Основателем союза композитор считал библейского царя Давида, автора псалмов, который, отстаивая свободу и веру своего народа, боролся с племенем филистимлян. Подобно Давиду, считал Шуман, члены «Давидсбунда» борются с филистерством — мещанским отношением к музыке. Давидсбундлерам свойственны смелость мысли, сила чувств и неутомимый дух творческих исканий. К союзу композитор причислял близких друзей, вымышленных Флорестана, Эвзебия и Раро, талантливых художников всех эпох — как современников (Берлиоза, Мендельсона, Шопена, Паганини), так и предшественников (Баха, Моцарта и др.). «Давидсбунд» был для Шумана не просто фантазией, но духовной реальностью, в которой и живые, и ушедшие музыканты пребывают в единении.

Время расцвета композиторского таланта Шумана приходится на 30-е гг. XIX в. Тогда появились циклы фортепианных пьес «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.), «Фантастические пьесы» (1837 г.), «Крейслериана» (1838 г.) и многие другие, а также фортепианные сонаты.

«Карнавал» состоит из двадцати маленьких пьес, и у каждой — свои герои. Это и дорогие Шуману люди — будущая жена Клара Вик (пьеса «Киарина»), первая любовь композитора Эрнестина фон Фриккен («Эстрелла»), и выдающиеся музыканты — Фридерик Шопен, Никколо Паганини, и двойники самого композитора — Флорестан и Эвзебий. В «Карнавале» участвуют персонажи итальянской комедии масок (Коломбина, Панталоне, Арлекин, Пьеро) и

Страница первого номера «Нового музыкального журнала».

Эскиз декораций к спектаклю «Карнавал» по одноимённому циклу Роберта Шумана. Постановка Музыкального театра имени

К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва. 1964 г.

75

 

 

 

Клара Вик.

просто Танцующие буквы. Шуман сумел передать самое характерное в облике героев. Музыкальные портреты получились очень узнаваемыми и настолько зримыми, будто их нарисовал художник на холсте.

Пьесы объединены общей идеей. В каждой присутствует мотив из трёх или четырёх нот или ми бемоль, до, си, или ля, ми бемоль, до, си. Если обозначить ноты латинскими буквами (по системе, принятой в Европе), то получатся сочетания SCH и ASCH. Первое образует в немецком языке звук «ш» — начальный звук фамилии Шуман, а второе — название городка Аш, в котором жила Эрнестина фон Фриккен. Следовательно, цикл можно рассматривать как музыкальный автопортрет Шумана. Кульминация цикла — заключительный «Марш давидсбундлеров против филистимлян», где темы давидсбундлеров «побеждают» глуповатую тему старинной песни, олицетворяющую консерватизм филистеров.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz