Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

С образом карнавала связан ещё один цикл — «Бабочки». Он навеян произведениями любимого писателя Шумана — Жана Поля (1763— 1825), в частности романом «Мальчишеские годы», где изображена сцена маскарада.

Цикл «Крейслериана» состоит из восьми пьес. В качестве литературного источника исследователи называют два произведения немецкого писателя-романтика, композитора и художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана — «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» и «Житейские воззрения кота Мурра наряду с фрагментарной биографией капельмейстера Иоганна Крейсле-

ПЕСНИ ШУМАНА

Центральное место в вокальном наследии Роберта Шумана занимают два цикла 1840 г. — «Любовь и жизнь женщины» и «Любовь поэта». Первый цикл написан на стихи немецкого писателя Адельберта фон Шамиссо. Содержание его предельно просто: встреча девушки с возлюбленным, счастливое замужество, рождение ребёнка и... внезапная смерть супруга. Обычная житейская история. Однако героиня Шумана — личность неординарная, женщина сильная и глубоко чувствующая. Её вокальная партия насыщена сложными мелодическими оборотами, которые передают все оттенки переживаний. Немалая роль в создании музыкального портрета принадлежит партии фортепиано. Это уже не изысканный фон (как у Шуберта), а полноправный участник действия, нередко выходящий на первый план. Именно фортепиано вносит надежду в трагический финал цикла — после скорбного монолога героини, оплакивающей смерть мужа, звучит развёрнутое фортепианное заключение. Эта музыка — аккомпанемент первой песни, рассказывающей о встрече влюблённых, и её строгая, светлая простота придаёт всему произведению внутреннюю умиротворённость.

Для «Любви поэта» композитор взял стихи из цикла Генриха Гейне «Лирическое интермеццо». Сочинение Гейне — повествование о юношеской любви, на которую автор в пору зрелости смотрит со снисходи-

тельной усмешкой. В трактовке Шумана это рассказ о сильном и зрелом чувстве, которое то окрыляет героя, то заставляет страдать (так как любимая женщина отвергает его). Песни цикла поражают разнообразием форм и вокальных приёмов, сложностью фортепианной партии. Короткие зарисовки сменяются длинными монологами, и в них нередко используется речитатив. Финал цикла «Любовь поэта» — развёрнутый фортепианный «монолог». Одни исследователи считают, что здесь дан образ возлюбленной, забыть которую герой не в силах. Другие полагают, что это более глубокий образ — романтическая мечта о красоте, без которой творчество немыслимо.

Автограф партитуры песни из цикла «Любовь поэта».

76

 

 

ра». Возможно, в герое Гофмана композитор видел черты собственного характера. В одном из писем он отмечал: «Крейслер... эксцентричный, дикий, гениальный капельмейстер». Сохранилось и другое письмо — к Кларе Вик. Рассказывая о пьесах «Крейслерианы», композитор писал: «...в них главную роль играешь ты и мысль о тебе». Любовь Шумана к Кларе — дочери Фридриха Вика — скрытая «программа» многих фортепианных сочинений 30-х гг., так как именно в это время он добивался у её отца разрешения на брак.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz