Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В качестве сюжетной основы симфонии с солирующим альтом «Гарольд в Италии» (1834 г.) композитор использовал поэму Джорджа Гордона Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда». Однако сочинение Берлиоза не иллюстрирует конкретные эпизоды поэмы — оно рисует картины итальянской жизни: «Марш пилигримов, поющих вечернюю молитву» (вторая часть), «Серенада горца из Абруцци своей возлюбленной» (третья часть), «Оргия разбойников. Воспоминания о предшествующих сценах» (финал).

Признания у слушателей симфония не получила. Причина тому — и сложность музыки, и использование в качестве солирующего инструмента альта, игра на котором считалась в то время уделом неудачливых скрипачей.

В 1839 г. в Париже состоялась премьера драматической симфонии с солистами и хором «Ромео и Джульетта» (по мотивам одноимённой трагедии Уильяма Шекспира). Исполнительский состав заставляет вспомнить Девятую симфонию Бетховена. Но немецкий композитор использует солистов и хор лишь в финале, Берлиоз же — на протяжении всего произведения. Симфония по продолжительности звучания превосходит всё созданное до неё в этом жанре.

В 1840 г. Берлиоз написал «Траурно-триумфальную симфонию», предназначенную для исполнения на открытом воздухе (в составе оркестра лишь духовые инструменты). В произведении три части: «Траурное шествие», «Надгробная речь» и «Апофеоз» («Слава павшим героям»). Симфония посвящена памяти жертв Июльской революции 1830 г. Первым исполнением руководил сам Берлиоз: он шёл по Парижу впереди оркестра и дирижировал саблей. Шествие было приурочено к церемонии перенесения праха жертв революции и освящению колонны их памяти.

Одно из интересных произведений 40-х гг. — драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846 г.; по мотивам трагедии Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст»). Образ главного героя композитор трактует в роман-

Генриетт Смитсон.

Ромео и Джульетта. Художник Э. Делакруа.

*Июльская революция 1830 г. во Франции привела к свержению короля Карла X и установлению так называемой Июльской монархии — периоду правления короля Луи Филиппа (1830— 1848 гг.).

80

 

«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ»

Первое зрелое сочинение Берлиоза, в котором сложились основные черты его стиля, — «Фантастическая симфония, или Эпизод из жизни артиста» (1830 г.). Произведение состоит из пяти частей, что для музыки того времени являлось новшеством. Берлиоз руководствовался не традициями жанра, а конкретным сюжетом собственного произведения. К каждой части композитор написал специальное пояснение-программу.

Музыкальный стержень симфонии — тема возлюбленной, которая становится лейтмотивом. Лейтмотив (нем. Leitmotiv — «ведущий мотив») — это музыкальная фраза или тема, появляющаяся в нескольких (иногда во всех) частях произведения как характеристика какого-либо персонажа, предмета, чувства или идеи. Тема возлюбленной звучит в каждой части симфонии, но в зависимости от отношения героя к любимой изменяется.

В первой части — «Мечтания. Страсти» — тема возлюбленной становится главной. Музыка рисует светлый и нежный образ. Вторая часть — «Бал». Картину бала создаёт тема вальса, которую исполняют струнные инструменты. Особое изящество звучания достигается благодаря аккомпанементу двух арф (впервые введены в состав оркестра именно Берлиозом) и отсутствию фаготов и труб. Когда на балу появляется возлюбленная, вступают деревянные духовые — возникает тема возлюбленной (написана в ритме вальса). На короткое время она приковывает к себе внимание слушателя, но вскоре вновь возвращается мелодия вальса.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz