Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Третью часть — «Сцена в полях» — можно назвать музыкальным пейзажем. Переклички пастушеских рожков (в оркестре их изображают гобой и английский рожок), пение птиц, картина умиротворённой природы — всё это противопоставлено подавленному состоянию героя, предчувствующего измену возлюбленной. Её тема звучит уже иначе, словно подчёркивается независимость от первоначальной мелодии. Напряжение нагнетает и мрачный аккомпанемент струнных и духовых в низком регистре (виолончели, контрабасы, фаготы).

Четвёртая часть — «Шествие на казнь». Герою снится, что он убил возлюбленную, осуждён на смерть и его ведут на казнь. Медные духовые (тромбоны, трубы) и зловещий грохот ударных (литавры, большой барабан, тарелки) подготавливают появление темы траурного марша. Вслед за ней возникает вторая тема. Она звучит торжественно, и эта торжественность подчёркивает неотвратимость событий. Момент казни композитор изображает одновременным мощным «ударом» всего оркестра.

Пятая часть — «Сон в ночь шабаша». В воображении героя его похороны превращаются в шабаш нечистой силы. Таинственность, разгул потусторонних сил Берлиоз выражает то тяжёлым гулом контрабасов, то причудливыми гармониями, то свистящими и пищащими зовами деревянных духовых, то неожиданными сочетаниями тембров. В музыкальном вихре буквально проносится мотив возлюбленной (кларнет и флейта-пикколо). Но это уже не светлый и чистый образ из первой части. Музыка звучит теперь почти непристойно, вульгарно. Раздаются двенадцать ударов колокола, и вступает тема «День гнева» (лат. Dies irae) из заупокойной мессы. Вначале она звучит традиционно, но затем меняется — автор словно пародирует церковный жанр.

«Фантастическая симфония» Берлиоза стала первой романтической программной симфонией. Она отразила настроения новой эпохи. Автор показал одиночество художника, его внутренний мир, жизнь, в которой переплетены счастье и страдание.

Шабаш. Художник Ф. X. де Гойя.

тическом духе. Фауст всецело подчиняется власти Мефистофеля и ввергается в преисподнюю вместе с ним. Сочинение содержит арии, речитативы, хоры, ансамбли. Премьера состоялась в Париже в 1846 г., но публика не поняла и не приняла музыку Берлиоза.

В последний период творчества композитор обратился к религиозным и мифологическим сюжетам. Он написал ораторию «Детство Христа» (1854 г.), оперную дилогию (цикл из двух сочинений) «Троянцы» (1859 г.) по мотивам героического эпоса римского поэта Вергилия «Энеида». В это же время появилась комическая опера «Беатриче и Бенедикт» (1862 г.) по комедии Шекспира «Много шума из ничего».

81

 

 

НИККОЛО ПАГАНИНИ (1 782—1 840)

Итальянский скрипач и композитор Никколо Паганини родился в Генуе в семье мелкого торговца. Он рано научился играть на мандолине и скрипке и уже в одиннадцать лет дал свой первый концерт в родном городе. В 1801— 1807 гг. Паганини написал сложнейшие по технике исполнения двадцать четыре каприса для скрипки соло. Каприсом (от фр. caprice— «прихоть», «каприз»)

называют разновидность этюда. (Эти сочинения и сейчас входят в репертуар выдающихся скрипачей.) К тому же времени относятся сонаты для скрипки и гитары, камерные ансамбли. Позже появились шесть концертов для скрипки с оркестром (1815—1830 гг.). В свои пьесы Паганини ввёл новые, очень сложные технические приёмы. Однако виртуозность была для него не самоцелью, а средством выражения нового (романтического) содержания, необычных фантазий, настроений и переживаний художника.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz