|
Творческие принципы композитора приобрели немало приверженцев, но ни один из них не обладал таким же ярким дарованием, поэтому опыт венского мастера можно считать уникальным и не имеющим прямого продолжения. Однако к идее о ведущей роли поэтического текста обращались многие музыканты, в частности немецкий композитор Рихард Вагнер. ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732—1809) О музыке Йозефа Гайдна — одного из основателей венской классической школы — его друг и младший современник Вольфганг Амадей Моцарт писал: «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет Гайдн». С творчеством Гайдна связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него сто четыре, не считая утерянных), струнный квартет (восемьдесят три), клавирная соната (пятьдесят две); большое внимание уделял композитор концертам для различных инструментов, камерным ансамблям и духовной музыке. Родился Франц Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного мастера. С восьми лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене. Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке. В семнадцать лет Гайдн потерял голос и был исключён из капеллы. Только через четыре года он нашёл постоянную работу — устроился аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686—17б8). Тот оценил музыкальное дарование Гайдна и стал преподавать ему композицию. В 17б1 г. Гайдн поступил
на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в
качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. В Дом, где родился Йозеф Гайдн.
Рорау. Йозеф Гайдн. 56 композитор стал обладателем множества почётных степеней и званий. Йозефа Гайдна часто называют «отцом» симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки. В симфониях Гайдна интересна
разработка основных тем. Проводя мелодию в разных тональностях и регистрах,
придавая ей то или иное настроение, композитор таким образом обнаруживает её
скрытые возможности, выявляет внутренние противоречия: мелодия то
преображается, то возвращается к первоначальному состоянию. Гайдн обладал
тонким чувством юмора, и эта особенность личности отразилась в музыке. Во
многих симфониях ритмика третьей части — менуэта — нарочито тяжеловесна, словно
автор пытается изобразить неуклюжие попытки простолюдина повторить элегантные
движения галантного танца. Остроумна Девяносто четвёртая симфония ( |