Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Главная партия сонаты, строгая и стремительная, включает в себя два коротких мотива, контрастных по содержанию: суровый, патетический и зловещий, настороженный. Главной партии противостоят две побочные. Первая — торжественная, вторая — нежная, лирическая. Однако при внимательном прослушивании выясняется, что вторая побочная партия (лирический центр сонаты) не что иное, как второй мотив главной партии, у которого изменился регистр и настроение.

Одна и та же мелодия заключает в себе два противоположных образа. Такое построение даёт возможность предположить, что содержанием сонаты стали размышления композитора о возможности соединения добра и зла в душе человека.

Развитие тем проходит очень сложно. Для каждой партии уже в экспозиции автор использует богатейшие средства фортепианной виртуозности. Он усложняет сонатную форму, вводя в неё такие элементы, как дополнительная новая тема в разработке и ложная реприза. Дав понять слушателю, что уже началась реприза, Лист внезапно прерывает повторное изложение материала экспозиции и пишет блестящую по технике фугу на тему главной партии.

Тем не менее, музыку сонаты отличает глубокая цельность. Во многом такой эффект достигается за счёт коротких вступления и заключения-коды, представляющих собой медленное нисходящее движение звуков, похожее на гамму. В сознании слушателя они не успевают оформиться в законченные мелодии и оставляют ощущение неопределённости. И если в начале произведения эта неопределённость воспринимается как некая звуковая среда, из которой позднее родятся основные темы, то в конце тихие, словно растворяющиеся в воздухе звуки — знак вопроса или многоточие. Душа человека, где столь тесно переплетены свет и тьма, остаётся неразрешённой загадкой не только для слушателей, но и для композитора.

рапсодий, рисующих картины венгерской народной жизни.

Композитор много работал над переложением оркестровых, вокальных и инструментальных произведений для исполнения на фортепиано. Он создал переложения, или транскрипции (от лат. transcriptio — «переписываю»), всех симфоний Бетховена, некоторых произведений Баха, «Фантастической симфонии» Берлиоза, песен Шуберта и Шумана. Листу принадлежат фантазии на темы опер Моцарта, Вагнера, Верди.

С приездом Листа в Веймар этот городок превратился в один из крупнейших музыкальных центров Европы. Вокруг Листа объединились музыканты, разделявшие его взгляды на искусство. Так сложилась веймарская школа. Представители этого направления выступали за обновление музыкальных форм на основе программности, противопоставляя себя более консервативной лейпцигской школе.

С 1861 г. Лист попеременно жил в Риме, Будапеште и Веймаре. В этот период он обращался к крупным жанрам. В Риме были созданы оратории «Святая Елизавета» (1862 г.; по мотивам средневековой легенды)

и «Христос» (1866 г.; по евангельским сюжетам), написана «Венгерская коронационная месса» (18б7 г.).

Композитор работал и в жанре песни; самые известные произведения — «Лорелея» (на стихи Генриха Гейне) и «Как дух Лауры» (на стихи французского писателя Виктора Гюго).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz