Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В годы работы над реквиемом Брамс создал прекрасные образцы вокальной лирики на стихи Иоганна Вольфганга Гёте, современных поэтов. Поэзия, повествующая о любви и верности, обрела в творчестве композитора вторую жизнь. Такие песни, как «Майская ночь», «К фиалке», «О вечной любви», «Путь к милой», «Ода Сафо», «Колыбельная», «Тоска по родине», являются маленькими шедеврами и до сих пор входят в репертуар многих певцов. Брамс предназначал свои песни для исполнения певцами-любителями в домашнем кругу. Отсюда

Иоганнес Брамс за роялем.

Титульный лист партитуры

«Немецкого реквиема». XIX в.

91

 

 

АНТОН БРУКНЕР

(1824—1896)

Австрийский композитор Йозеф Антон Брукнер вошёл в историю музыки как один из самых выдающихся мастеров симфонии XIX в. Жизненный и творческий путь Брукнера складывался непросто. Свою первую симфонию он написал в сорок один год. Долгое время его сочинения не получали признания ни у слушателей, ни у критиков. Успех принесла только седьмая симфония — композитору тогда было уже пятьдесят девять лет.

Все симфонии Брукнера состоят из четырёх (традиционных для этого жанра) частей. Обычно в первой части главная тема — героическая. Она возникает из неясных звучаний (подобное начало есть у Бетховена в Девятой симфонии). За главной следует побочная, лирическая по складу, которая сменяется заключительной темой маршевого или танцевального характера. Мелодии усложнены гармониями и полифонией. Вторая, медленная, часть (в некоторых симфониях третья) — лирический центр композиции. Третья (или соответственно вторая) — динамичное скерцо с более медленной или танцевальной по ритму серединой. И, наконец, финал — итог всего произведения, в котором драматические и лирические

образы приводятся к гармонии друг с другом.

Сочинения Брукнера, несмотря на общую схему построения, очень различны и по характеру, и по настроению. В них есть и философские размышления, и смиренная мольба, и духовные озарения. Третью симфонию (1873 г.) можно назвать героической. Пятая (1877 г.) наполнена хоральными звучаниями; она отражает мир религиозных чувств Брукнера — глубоко верующего человека, много лет работавшего органистом в церкви. Полна жизненной силы и мужества Седьмая симфония (1883 г.). Её медленная часть трагична. Музыка передаёт скорбь автора, которую вызвало известие о смерти Рихарда Вагнера, глубоко почитавшегося Брукнером. Величественная Восьмая симфония (1887 г.) исполнена трагического мироощущения. Последнюю, незавершённую симфонию — Девятую (1896 г.) — можно охарактеризовать как «прощание с жизнью». Композитор успел написать только первые три части, и поэтому произведение заканчивается медленной одухотворённой частью, может быть, самым глубоким творением мастера.

Требовательный к себе, Антон Брукнер много раз возвращался к своим сочинениям, создавая новые редакции. Так, Третья и Четвёртая симфонии существуют в трёх редакциях, Пятая — в двух.

Симфонический язык Брукнера богат и выразителен. Композитор был выдающимся органистом и представлял оркестр как большой орган. Отсюда такое насыщенное звучание оркестра: большую роль в исполнении основных мелодий играют медные духовые инструменты. Для украшения музыкальной ткани Брукнер использует подголоски — короткие мотивы, звучащие одновременно с основной темой; исполнение подголосков поручается различным группам инструментов.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz