|
Антон
Брукнер. необыкновенная интимность, проникновенный и тонкий лиризм музыки этих произведений. К середине XIX столетия в Вене
необычайную популярность приобрёл вальс. Он звучал в городских парках, кафе, на
эстраде, в домашнем кругу. Отдал дань этому жанру и Брамс. Его «Песни любви» ( В 1869—1880 гг. были созданы знаменитые «Венгерские танцы» для фортепиано в четыре руки. Интерес к венгерской народной музыке возник ещё во времена гастролей с Ременьи и с годами усилился. Замечательные своим мелодическим богатством, зажигательными ритмами, «Венгерские танцы» Брамса — яркий пример использования народной музыкальной традиции. Позднее они были переложены композитором для фортепиано, для симфонического оркестра, а некоторые — для солирующей скрипки и фортепиано. Композитор работал также над сочинениями для камерных ансамблей (преимущественно в ранний и поздний периоды творчества). Были написаны фортепианные трио и 92 квинтет, струнные квартеты и квинтеты, сонаты для скрипки и фортепиано, виолончельная соната и другие произведения. В 1876—1877 гг. появились две первые симфонии Брамса. В Первой очевидно влияние Бетховена и отчасти музыки Шумана к поэме Байрона «Манфред»: драматическая борьба в первой части, лирические образы и умиротворённое настроение двух средних частей и, наконец, разрешение конфликта в финале. Одна из тем финала напоминает тему радости из Девятой симфонии Бетховена. Вторую симфонию можно назвать «пасторальным» произведением: музыка её светла и умиротворённа. Вскоре после создания
Второй симфонии появились концерт для скрипки с оркестром ( Третья и Четвёртая симфонии созданы Брамсом в 1883—1885 гг. Третью ещё называют «Трагической». Драматизм первой части контрастирует со спокойствием второй и светло-печальным настроением третьей. В финале вновь возникает тема борьбы, но в самом конце приходит успокоение. Наиболее совершенна Четвёртая симфония Брамса. Её финал — пример мастерства композитора. Основу этой части составляют тридцать две вариации на суровую хоральную тему; трагедийное начало постепенно уступает место выражению духовного величия и мужества. После создания симфоний
Брамс больше не обращался к крупным формам. Его последние творения — квинтет
для кларнета и струнных ( |