Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Антон Брукнер.

необыкновенная интимность, проникновенный и тонкий лиризм музыки этих произведений.

К середине XIX столетия в Вене необычайную популярность приобрёл вальс. Он звучал в городских парках, кафе, на эстраде, в домашнем кругу. Отдал дань этому жанру и Брамс. Его «Песни любви» (1874 г.) для вокального квартета и фортепиано в четыре руки передают особую, праздничную атмосферу тогдашней Вены. Композитор был так доволен произведением, что через несколько лет написал ещё один цикл — «Новые песни любви» (1877 г.).

В 1869—1880 гг. были созданы знаменитые «Венгерские танцы» для фортепиано в четыре руки. Интерес к венгерской народной музыке возник ещё во времена гастролей с Ременьи и с годами усилился. Замечательные своим мелодическим богатством, зажигательными ритмами, «Венгерские танцы» Брамса — яркий пример использования народной музыкальной традиции. Позднее они были переложены композитором для фортепиано, для симфонического оркестра, а некоторые — для солирующей скрипки и фортепиано. Композитор работал также над сочинениями для камерных ансамблей (преимущественно в ранний и поздний периоды творчества). Были написаны фортепианные трио и

92

 

 

квинтет, струнные квартеты и квинтеты, сонаты для скрипки и фортепиано, виолончельная соната и другие произведения.

В 1876—1877 гг. появились две первые симфонии Брамса. В Первой очевидно влияние Бетховена и отчасти музыки Шумана к поэме Байрона «Манфред»: драматическая борьба в первой части, лирические образы и умиротворённое настроение двух средних частей и, наконец, разрешение конфликта в финале. Одна из тем финала напоминает тему радости из Девятой симфонии Бетховена. Вторую симфонию можно назвать «пасторальным» произведением: музыка её светла и умиротворённа.

Вскоре после создания Второй симфонии появились концерт для скрипки с оркестром (1878 г.) и Второй концерт для фортепиано с оркестром (1881 г.). Оба сочинения отличаются богатством мелодий, классической завершённостью форм; автор мастерски использует возможности солирующих инструментов.

Третья и Четвёртая симфонии созданы Брамсом в 1883—1885 гг. Третью ещё называют «Трагической». Драматизм первой части контрастирует со спокойствием второй и светло-печальным настроением третьей. В финале вновь возникает тема борьбы, но в самом конце приходит успокоение. Наиболее совершенна Четвёртая симфония Брамса. Её финал — пример мастерства композитора. Основу этой части составляют тридцать две вариации на суровую хоральную тему; трагедийное начало постепенно уступает место выражению духовного величия и мужества.

После создания симфоний Брамс больше не обращался к крупным формам. Его последние творения — квинтет для кларнета и струнных (1891 г.), циклы фортепианных пьес 1892—1893 гг. («Колыбельная моих страданий», — сказал Брамс об одном из этих циклов), сборник из сорока девяти немецких народных песен (которые композитор записал и обработал; 1894 г.), песенный цикл «Четыре строгих напева для баса» (1896 г.) на библейские тексты. Творчество Иоганнеса Брамса — итог развития музыки XVIIIXIX вв. В этом смысле оно сопоставимо с творчеством Баха, которое завершило традиции средневековой музыки.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz