Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Греческая певица Мария Каллас в роли Виолетты в опере «Травиата». XX в.

Эскиз декораций к опере «Травиата». Постановка Оперной студии Ленинградской консерватории. 1979 г.

96

 

 

«Аида» (1870 г.) была заказана египетским правительством для постановки, приуроченной к открытию Суэцкого канала. Условия заказа, казалось, обрекали оперу на то, чтобы стать помпезным парадным действом, наполненным поверхностной экзотикой (события отнесены к эпохе Древнего Египта). В опере в самом деле немало эффектных и красочных массовых сцен, но, прежде всего это рассказ о любви. Главные герои — полководец Радамес, дочь фараона Амнерис и её рабыня, эфиопская принцесса Аида, — составляют банальный «любовный треугольник», но музыкальные характеристики захватывающе интересны. Верди использовал новые приёмы в системе гармоний, в оркестровке, в построении арий и ансамблей. Вопреки традиции женские партии драматургически не противопоставлены друг другу. Героини показаны с равной глубиной, автор сопереживает каждой, поскольку и Амнерис, и Аида в своих чувствах прекрасны и сильны.

В поздний период творчества (80—90-е гг.) Верди написал лишь две оперы — «Отелло» и «Фальстаф». Опера «Отелло» (1886 г.) появилась в то время, когда итальянская культура переживала бурное увлечение произведениями Рихарда Вагнера и многие считали музыку Верди устаревшей. Поклонником немецкого композитора был и автор либретто — талантливый поэт и музыкант Арриго Бойто. Однако знакомство с Верди во многом изменило его взгляды и привело к плодотворному сотрудничеству с композитором. Считая систему Вагнера в целом неприемлемой для итальянской оперы, Верди, тем не менее, серьёзно изучил её. В результате в вокальном языке усилилась роль речитатива. В «Отелло» музыка и драматическое действие образуют неразрывное целое. Здесь нет строгого деления на арии и речитативные сцены; монологи, диалоги, хоровые эпизоды связаны в непрерывное действие, развивающееся напряжённо и стремительно. Внутренний мир героев показан не только вокальными, но и оркестровыми средствами. В оркестровой музыке Верди нашёл немало тонких красок, необычных, сложных гармоний, порой нежных и прозрачных, порой режущих слух жёсткостью (например, в сцене смятения Отелло).

Те же новые для себя качества — выразительную декламационность музыки, усложнённую систему

Радамес и гвардеец. Амнерис. Эскизы костюмов к опере «Аида».

Постановка Оперного театра Зимина, Москва. 1909 г.

Эскиз декораций к опере «Аида». Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург. 1893 г.

Эскиз декораций к опере «Отелло». Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург. 1887 г.

97

 

 

РЕКВИЕМ ВЕРДИ

У Джузеппе Верди мало духовных произведений. Почти все они созданы уже в поздний период творчества (90-е гг.). Реквием (1874 г.) композитор написал в память об итальянском писателе Алессандро Мандзони. В сознании многих итальянцев имя Мандзони было тесно связано с движением Рисорджименто. Не случайно некоторые исследователи полагают, что реквием посвящён всем погибшим за объединение Италии. Премьера состоялась в храме Святого Марка в Милане. Однако произведение, глубоко духовное по содержанию и написанное на латинский текст заупокойной мессы, не предназначалось для богослужения. Масштабное музыкальное полотно для хора, солистов и симфонического оркестра — это рассказ о человеке, представшем перед Господом: он то трепещет перед Ним как перед Судьёй, то раскрывает душу, как близкому другу. Специалисты находят в музыке реквиема сходство с оперой «Аида», что неудивительно: оба произведения создавались почти одновременно. Музыка некоторых частей, исполняемых солистами, по стилю близка к оперным ариям и дуэтам. Она основана на гибких, протяжённых темах: молитвенный текст воспринимается через чувства человека и одухотворяет их. Наиболее сильное впечатление производят хоровые номера, особенно часть «День гнева» («Dies irae»), посвящённая теме Страшного суда. Звучание хора построено на контрастах — от ошеломляющей громкости до шёпота. Ряд частей написан полифонически, и мастерство автора заставляет вспомнить не только о музыке XIX в., но и о великих традициях полифонии эпохи Возрождения.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz