Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

мелодий и гармоний — Верди продемонстрировал и в последней опере — «Фальстаф» (1892 г.; либретто Бойто по мотивам пьес Шекспира «Виндзорские проказницы» и «Генрих IV»). Только на сей раз это было сделано в комическом произведении, в котором каждый «серьёзный» музыкальный приём (вплоть до полифонии) использован с юмором. Опера полна жизненной энергии, остроумия, и невольно забываешь о почтенном возрасте автора — восемьдесят лет.

В творчестве Верди соединились смелое новаторство и уважение к традиции (прежде всего трепетное отношение к певцу). Музыка композитора воспринималась итальянцами как явление общественной важности, и смерть мастера стала общенациональной драмой. В день похорон Джузеппе Верди более трёхсот тысяч человек вышли на улицы Милана. Хор и оркестр исполняли музыку из оперы «Навуходоносор» под управлением молодого дирижёра Артуро Тосканини (1867—1957), ставшего впоследствии одним из лучших исполнителей опер Верди.

Судьба итальянской оперы в XIX в. складывалась непросто. Итальянские труппы работали практически во всех европейских столицах; они неизменно собирали полные залы и нередко пользовались покровительством монархов. Однако музыкальная общественность стран Европы часто относилась к такой популярности с предубеждением. Считалось, что итальянская оперная школа препятствует развитию национальных школ. Такой взгляд мешал объективно оценить качество музыки. Верди своими произведениями доказал жизнеспособность итальянской оперы.

ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР И ФРАНЦУЗСКАЯ «БОЛЬШАЯ ОПЕРА»

В XIX в. Париж завоевал славу музыкальной столицы мира. Сюда приезжали выдающиеся композиторы из разных стран: итальянцы Джоаккино Россини и Винченцо Беллини, венгр Ференц Лист и другие мастера. На сценах оперных театров выступали лучшие певцы, проходили концерты известных музыкантов-виртуозов.

В 20-х гг. XIX столетия во французской музыке сложился особый жанр — «большая опера» (фр. grand opera). На его формирование оказали влияние традиции французской лирической трагедии и итальянской оперы-сериа. «Большая опера» представляла собой монументальное и пышное музыкально-драматическое действо; сюжет был обычно историческим, герои переживали и социальную драму, и личную. Для солистов писались арии, арии с хором, мелодические речитативы, вокальные ансамбли; в действие вводили массовые хоровые и балетные сцены. Постановки отличались необычайной роскошью декораций и костюмов.

 

 

Джакомо Мейербер.

98

 

 

Ключевую роль в становлении жанра сыграла постановка в 1828 г. оперы Даниэля Франсуа Эспри Обера (1782—1871) «Немая из Портачи» («Фенелла»), написанной на либретто популярного в те годы французского драматурга Эжена Скриба. Опера рассказывает о восстании неаполитанских рыбаков против испанского владычества и собственных правителей. На фоне этих событий разворачивается история трагической любви героини, простой рыбачки Фенеллы, к принцу Альфонсу.

Вершиной в развитии «большой оперы» стало творчество Джакомо Мейербера (настоящие имя и фамилия Якоб Либман Бер, 1791 — 1864). Он родился в Берлине в богатой банкирской семье. На родине Мейербер сочинил несколько опер, не имевших большого успеха, и затем уехал совершенствовать мастерство в Италию. Здесь он познакомился с произведениями итальянских оперных композиторов, и особенно глубоко изучил творческую манеру Россини. Написанные в Италии в 1816— 1824 гг. семь опер публика приняла благосклонно. Последняя, «Крестоносец в Египте» (1824 г.), была поставлена и за пределами Италии; это уже вполне зрелое и самостоятельное произведение принесло Мейерберу известность в Европе.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz