Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

После этого композитор отправился завоёвывать Париж. Здесь он познакомился с литературой, театром, изобразительным искусством Франции и, конечно, с достижениями французской музыки. Соединив элементы трёх национальных культур (немецкой, итальянской и французской), Мейербер выработал собственный оперный стиль, который и стал олицетворением «большой оперы».

Первое сочинение композитора в этом жанре — «Роберт-Дьявол». В 1831 г. опера была поставлена на сцене театра Гранд-опера и имела невиданный успех. Немалую роль сыграло удачное либретто Скриба (в дальнейшем он стал постоянным либреттистом композитора).

В 1836 г. состоялась постановка главного произведения Мейербера — оперы «Гугеноты». Либретто написано по мотивам романа французского писателя Проспера Мериме «Хроника времён Карла IX». Исторические события (борьба французских протестантов с католиками в XVI в.) переплетаются с темой любви главных героев оперы — гугенота Рауля и католички Валентины.

«Гугеноты» — настоящая «большая опера», с обилием массовых сцен, эффектными вокальными партиями главных героев, мощным симфоническим оркестром (введён орган и усилено звучание медных духовых инструментов). Постановка отличалась необыкновенной пышностью. За «Гугенотами» последовал ещё ряд опер; наиболее значительные из них — «Пророк» (1849 г.) и «Африканка» (1865 г.).

Джакомо Мейербер — одна из интереснейших фигур в европейской музыкальной культуре, однако его творчество вызывало противоречивые оценки современников — от восторженных до критических и даже резко отрицательных. Композитор сумел сделать свои произведения интересными не только для знатоков. Мейербер учитывал запросы обычного слушателя, давал ему то, что тот хотел получить. Отсюда

Эскиз декораций к опере «Гугеноты». Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург. XIX в.

*Официальные названия театра Гранд-опера — Национальная академия музыки и танца; Национальный оперный театр.

99

 

 

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

В духовых инструментах звук возникает в результате колебаний столба воздуха, заключённого внутри корпуса. Чем больше размер инструмента, тем медленнее эти колебания и ниже регистр звучания. Изменяют высоту звука двумя способами. Во-первых, вдувают воздух с большой интенсивностью, в результате чего столб воздуха рассекается на части и звучит лишь одна. Во-вторых, объём столба можно уменьшать или увеличивать посредством специальных клапанов, которые приводят в движение пальцами.

Традиционно духовые инструменты делят на две группы: деревянные и медные. К первой относятся флейта, гобой, кларнет, фагот; ко второй — валторна, труба, тромбон.

Флейта известна ещё со времён античности. В эпоху Средневековья и Возрождения её использовали и придворные, и народные музыканты, с XVII в. флейту стали применять в опере, а в XVIII столетии она вошла в состав симфонического оркестра. В XIXXX вв. композиторы даже создавали для этого инструмента сольные произведения.

Различают два типа флейт: продольные и поперечные. При игре их держат, соответственно, либо вертикально, либо горизонтально. В европейской музыке XVII в. была распространена продольная флейта, затем её вытеснила поперечная. Изготавливалась она из цельного куска дерева, в котором после обработки просверливали канал для движения воздуха внутри трубки и отверстия. В XIX столетии флейты начали делать из металла (часто из серебра) и снабжать системой клапанов, что значительно улучшило качество звучания. В зависимости от приёмов извлечения звуков флейта обладает тонким, сильным, пронзительным или мягким и тёплым звучанием.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz