Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Симфония ре минор (1888 г.) — одно из лучших симфонических произведений во французской музыке после Берлиоза. В ней раскрывается драматизм жизни человека, в которой тесно переплетены отчаяние, тревога, радость, восторг. Интересны «Симфонические вариации» для фортепиано с оркестром (1885 г.) — своеобразный инструментальный одночастный концерт. Основу композиции составляют вариации на две темы — печальную и волевую, энергичную.

В творческом наследии Франка немало фортепианных пьес. Большую популярность получил цикл «Прелюдия, хорал и фуга» (1884 г.). Это произведение, написанное в стиле Баха и позднего Бетховена, — образец возвышенной лирики композитора. Сезару Франку принадлежат также сочинения для органа, камерно-инструментальные произведения, оперы. Среди них — популярная соната для скрипки и фортепиано (1886 г.).

Сезар Франк.

103

 

 

Жорж Бизе.

ЖОРЖ БИЗЕ

(1838—1875)

Вершина французского оперного искусства XIX в. — творчество Жоржа Бизе. Он окончил Парижскую консерваторию в девятнадцать лет и был удостоен Большой Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда». В Италии Бизе пробыл три года; здесь он написал две оперы, кантату и несколько симфонических пьес. Вернувшись в Париж, композитор сосредоточил внимание на музыкальном театре. Первым значительным произведением Бизе стала лирическая опера «Искатели жемчуга» (1863 г.) о жизни ловцов жемчуга с острова Цейлон. О музыке одобрительно отозвался Гектор Берлиоз, но зрители оперу не оценили. Несмотря на это, некоторые фрагменты, например романс Надира, популярны и в наши дни. В 70-х гг. композитор создал свои главные произведения — музыку к драме французского писателя Альфонса Доде «Арлезианка» (1872 г.) и оперу «Кармен» (1875 г.).

Пьеса Доде рассказывает о роковой любви деревенского юноши Фредери к красавице из города Арль (отсюда название: арлезианка — жительница Арля). Развязка истории трагична: узнав, что возлюбленная неверна, Фредери кончает жизнь самоубийством. Музыка, написанная к спектаклю, очень выразительна. Тема трагической любви противопоставляется картинам народного быта и колоритной южной природе. В заключительном танце (фарандола) соединились оба настроения — радость жизни и предчувствие смерти. Две оркестровые сюиты из музыки к пьесе часто исполняют на концертах. Первую составил сам Бизе, вторую (уже после смерти композитора) — его друг, французский композитор Эрнест Гиро (1837—1892).

«Кармен» — уникальное явление в истории оперного искусства. Бизе удалось создать реалистическую психологическую драму и сохранить при этом основные черты французской национальной оперы, прежде всего яркую зрелищность действия. Опера написана по одноимённой новелле Проспера Мериме. Однако композитор в значительной степени отошёл от литературного источника. Хозе из романтичного разбойника превратился в наивного деревенского юношу, а Кармен из плутоватой и нечистой на руку красотки — в зрелую и очень непростую женщину. Образы героев в опере сложны, и такая неоднозначность порождает иногда взаимоисключающие толкования характеров. В Хозе, например, можно увидеть и «собственника», и жертву эгоистичной страсти Кармен. Композитор поставил важную психологическую проблему: два человека любят друг друга и каждый пытается заставить другого жить по собственным нравственным законам. Но Кармен не может дать радости прочных любовных отношений, а Хозе никогда не стать «лихим парнем», свободным от условностей общества. Острота конфликта подчёркивается противопоставлением образов: Хозе — тореадор Эскамильо, Кармен — Микаэла (невеста героя).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz