Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Под влиянием народной музыки появились циклы «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки (1881 г.) и «Симфонические танцы» для симфонического оркестра (1898 г.). Каждый цикл включает четыре танца различного характера: подвижные и порывистые чередуются с плавными и торжественными танцами-шествиями.

Наиболее известное произведение Грига — музыка к драматической поэме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». В характере главного героя переплелись смелость и стремление к независимости с эгоизмом и жаждой наживы. Он ищет счастья в далёких краях и пренебрегает любовью и верностью близких. В одиночестве умирает мать Пера — Озе, тоскует брошенная им невеста Сольвейг. Мечты Пера Гюнта о благополучной

«Музыкальный домик», в котором Эдвард Григ написал многие свои произведения. Окрестности Бергена.

110

 

 

и сытой жизни разбиваются вместе с попавшим в шторм кораблём, на котором разбогатевший герой возвращается домой. Он умирает на руках простившей его Сольвейг.

Ибсен сам предложил Григу написать музыку к своему произведению. Лирический центр композиции — «Песня Сольвейг», одно из лучших созданий Грига. В основе мелодии лежит народный напев. Необыкновенная красота и чистота мелодического рисунка создают образ нежной, любящей и верной девушки. Некоторые фрагменты сочинения представляют собой жанровые картины; в них использованы мотивы норвежских танцев. В драме Ибсена действуют не только люди, но и персонажи древних легенд и сказаний, поэтому в музыке есть сказочные образы («В пещере горного короля»). Замечательные образцы пейзажной лирики представлены в пьесах «Утро» и «Возвращение Пера Гюнта». Драматическая пьеса «Жалоба Ингрид» (Ингрид — девушка, влюблённая в Пера Гюнта) соседствует с «восточными» частями — «Танцем Анитры» (Анитра — дочь вождя бедуинов, повстречавшаяся Перу Гюнту во время странствий) и «Арабским танцем». Проникновенной печалью наполнена пьеса «Смерть Озе».

Музыку к драме Григ написал в 1876 г., а через несколько лет составил из неё две сюиты для симфонического оркестра (1888 и 1896 гг.). Эти сюиты часто исполняются в наши дни, они входят в репертуар лучших симфонических оркестров.

Эдвард Григ открыл миру богатство норвежской культуры. Высоко ценил его творчество П. И. Чайковский: «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой, грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное...».

Григ многое сделал для развития культуры Норвегии. Он участвовал в создании музыкальных обществ, организовывал фестивали норвежской музыки, выступал с концертами своих произведений. Композитор заботился не о личной славе, а о славе родины. «Я горд и счастлив тем, что я норвежец, — писал Эдвард Григ. — Я искренне думаю, что симпатии к моему искусству коренятся в симпатиях к Норвегии».

ИСААК АЛЬБЕНИС

(1860—1909)

Биография испанского композитора и пианиста Исаака Альбениса необычна. В девять лет он убежал из дому. Его вернули, но через три года мальчик вновь совершил побег — на этот раз в Южную Америку! К тому времени Альбенис прекрасно владел фортепиано, и деньги на билет юному музыканту собрали пассажиры парохода, восхищённые его игрой. Альбенис несколько лет выступал с концертами в городах Америки, а затем Европы. В 1878 г. он познакомился с Ференцем Листом и стал учеником знаменитого композитора.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz