Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

На рубеже XVIIXVIII вв., чтобы разнообразить звучание, изобрели клавесин с двумя и тремя клавиатура-

ми, или мануалами (от лат. manus — «рука»). «Голос» одного мануала был громче, другого — тише. Этот инструмент (и его разновидности) назвали клавесином во Франции. В Италии он получил другое имя — чембало, в Англии — вёрджинел, в Германии — кильфюгель

ЛЮДВИГ ВАН БЕТХОВЕН

(1770—1827)

«Музыка должна высекать огонь из груди человеческой» — это слова немецкого композитора Людвига ван Бетховена, произведения которого принадлежат к высшим достижениям музыкальной культуры. Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и свободолюбивых идеалов Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой — запечатлело черты нового, ро-

*Просвещение — идейное течение в странах Европы XVIII — середины XIX в. Его представители видели свою задачу в том, чтобы через образование показать людям несовершенство их социальной и нравственной жизни, найти путь к созданию идеального общества и идеальной личности.

62

 

 

 

Пианино.

и т. д. Клавесинную музыку писали многие композиторы конца XVIIXVIII вв.

В XVXVIII столетиях существовал родственный клавесину инструмент — клавикорд (от лат. clavis — «ключ» и греч. «хорде'» — «струна»). Сначала он представлял собой прямоугольный ящик, который при игре клали на стол. Внутри укреплялись струны. При нажатии клавиш мангеты (металлические штифты с плоской головкой) касались струны и как бы делили её на две части — одна свободно вибрировала и таким образом издавала звук, другая была заглушена. По сравнению с несколько «жёстким» клавесином клавикорд обладал более гибким, тёплым, мягким звуком; особые способы звукоизвлечения позволяли достичь нежной вибрации, которую обычно невозможно получить на клавишных инструментах. Аля усиления звука, как и в клавесине, применяли двойные и тройные струны.

Над усовершенствованием клавесина и клавикорда работали мастера во многих странах. В начале XVIII в. независимо друг от друга в Италии, во Франции и в Германии три мастера (соответственно Бартоломео Кристофори, 1711 г.; Жак Мариус, 1716 г.; Готтлиб Шрётер, 1721 г.) изобрели фортепиано. Инструмент с вертикальным корпусом назвали пианино (ит. pianino — «маленькое фортепиано»), а с горизонтальным крыловидным корпусом — рояль (от фр. royal — «королевский»). По сравнению с клавесином пианино и рояль обладали более ярким и сильным звуком. Одними из первых композиторов, оценивших достоинства новых инструментов, были Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Однако всеобщее признание пианино и рояль получили только в XIXXX вв., когда композиторы, изучив их выразительные возможности, стали сочинять произведения для фортепиано. Развитию фортепианной музыки во многом способствовало появление в XIX в. аристократических салонов и публичных концертов, куда приглашали таких известных пианистов-виртуозов, как Фридерик Шопен, Ференц Лист и др.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz