Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

125

 

 

«ХОВАНЩИНА»

Действие оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» происходит в конце XVII столетия, в царствование Петра I. Само слово «хованщина» — прозвище, данное Петром стрелецкому заговору, во главе которого стоял князь Иван Хованский. (Стрельцы — постоянное войско в Русском государстве XVI — начала XVIII в.; пехота, вооружённая огнестрельным оружием.) В опере три исторических персонажа — Иван Хованский, его сын Андрей и фаворит царевны Софьи Василий Голицын, поддержавший заговорщиков. Важную роль в произведении играют два вымышленных героя: Досифей — настоятель общины раскольников (противники церковных реформ XVII в.) и его духовная дочь Марфа.

Создавая либретто, Мусоргский ориентировался на подлинные исторические документы, и это сказалось на общем замысле сочинения. Несмотря на то, что в опере есть «лирическая линия» (безответная любовь Марфы к Андрею Хованскому), на первом месте оказались размышления о событиях переломного в истории России времени, о трагической разобщённости и духовной слепоте народа. Стрельцы становятся бессмысленной жертвой в борьбе Хованских за власть; раскольники идут на самосожжение, подчиняясь призыву Досифея, прекрасно понимающего, что он привёл свою паству к духовному тупику.

Судить о музыке произведения сложно, так как автор не успел его закончить: опера осталась в разрозненных фрагментах. Композиция, музыка последнего действия и оркестровка принадлежат Н. А. Римскому-Корсакову, настороженно относившемуся к дерзкому новаторству Мусоргского (особенно в области гармонии). Стремление Римского-Корсакова «сгладить острые углы» и смягчить звучание могло исказить замысел. Возможно, поэтому в «Хованщине» сильнее, чем в «Борисе Годунове», чувствуется тяга к мелодичной напевности (что больше характерно для музыкального

Стрельцы. Эскиз костюмов к опере «Хованщина».

Раскольники. Эскиз костюмов к опере «Хованщина».

языка Римского-Корсакова), а не к декламации. Особенно выразительна партия Марфы, в которой есть развёрнутая ария (сцена гадания из второго действия) и лирическая песня в народном стиле («Исходила младёшенька» из третьего действия). Наибольшей психологической глубиной отличается образ Досифея: непримиримость его веры сложно переплелась с душевной тонкостью и любовью к людям.

Особое место в опере принадлежит оркестровому вступлению «Рассвет на Москве-реке», которое часто исполняется как самостоятельная концертная пьеса. Музыка, построенная на мягкой лирической теме, полна покоя и духовного просветления и резко контрастирует с последующим трагическим повествованием. Это вступление — музыкальное свидетельство надежды композитора на счастливое будущее своего народа.

Программа первого представления оперы «Хованщина». В роли Досифея — Ф. И. Шаляпин.

126

 

 

Модест Петрович Мусоргский.

грядущий», «Кот Матрос», «Поехал на палочке» — уносят слушателя в годы детства; простая и мелодичная музыка раскрывает внутренний мир ребёнка.

Цикл из пяти вокальных пьес «Без солнца» (1874 г.; слова графа Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова) пронизан трагическим ощущением одиночества. В цикле «Песни и пляски смерти» из четырёх песен (1875—1877 гг.; слова А.А. Голенищева-Кутузова) Мусоргский создаёт образ смерти. Вот она «убаюкивает» больного ребёнка («Колыбельная»), поёт умирающей девушке («Серенада»), кружит снежной вьюгой над коченеющим пьяненьким мужичком — слышится мелодия народной пляски («Трепак»); наконец, звучит грозный и величественный марш смерти на поле боя («Полководец»).


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz