Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Последние годы мастер провёл в нищете. Тяжёлое впечатление на него произвела жёсткая критика оперы «Борис Годунов». Здоровье композитора резко ухудшилось, и друзья устроили его в солдатский госпиталь, где он и скончался. О состоянии Мусоргского в последние дни даёт представление сделанный в госпитале знаменитый портрет кисти Ильи Ефимовича Репина.

После смерти Мусоргского оперу «Хованщина» завершил и отредактировал Н.А. Римский-Корсаков, а «Сорочинскую ярмарку» — Ц.А. Кюи и другие композиторы.

Творчество М.П. Мусоргского оказало серьёзное влияние на развитие мировой и отечественной музыкальной культуры. Под воздействием его сочинений сложился композиторский стиль многих известных мастеров, в частности Дебюсси, Равеля, Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.

АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ БОРОДИН

(1833—1887)

А. П. Бородин был на редкость одарённой личностью. Природа наделила его аналитическим умом учёного и талантом музыканта. Всю жизнь Бородин был во власти двух страстей, которым он преданно служил, — химии и музыки, но так и не отдал предпочтения ни той, ни другой. Химики жаловались, что музыка отвлекает их коллегу от науки, а друзья-музыканты сетовали на то, что химия не даёт заниматься музыкой.

Бородин-учёный создал первые искусственные органические соединения (это открытие привело в будущем к изобретению пластмассы), написал более сорока научных работ. Бородин-композитор — автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний, камерно-инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Он обладал и литературным талантом — примером тому служат статьи о музыке и музыкантах, тексты к собственным сочинениям.

Жизнь и творчество Александра Порфирьевича Бородина связаны с Петербургом. Внебрачный ребёнок князя Луки Степановича Гедианова, он был

Александр Порфирьевич Бородин.

127

 

 

Программа оперы «Князь Игорь». Большой театр, Москва. 1904 г.

записан сыном крепостного крестьянина Порфирия Ионовича Бородина и рос в доме матери, Авдотьи Константиновны. В 1850 г. Бородин поступил в Медико-хирургическую академию. По окончании академии его как одного из лучших выпускников направили за границу для дальнейшего образования. Вернувшись в Россию, Бородин посвятил себя научной и преподавательской деятельности. Он был избран профессором, а затем академиком Медико-хирургической академии; стал одним из основателей Женских врачебных курсов.

В музыке А. П. Бородин — самоучка. В детстве частные учителя помогли овладеть будущему композитору начальными навыками игры на рояле; самостоятельно он освоил виолончель. Ещё студентом Бородин принимал участие в музыкальных вечерах, проходивших в домах петербургских знакомых. Такие вечера камерной музыки стали для него хорошей школой.

В 1862 г. Бородин познакомился с М.А. Балакиревым, который и стал его первым настоящим учителем, помог выработать собственный стиль. Композитор вошёл в творческое содружество «Могучая кучка».

Бородина привлекали крупные жанры — симфония и опера. Наиболее значительное произведение — опера «Князь Игорь». Тему композитору подсказал В. В. Стасов. Он предложил обратиться к «Слову о полку Игореве» — памятнику древнерусской литературы XII в. «Слово» рассказывает о походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Основная идея сочинения — призыв к объединению русских князей.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz