Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В центре оперы — князь Игорь, мужественный и благородный воин. Лирические страницы произведения связаны с образом его жены — нежной, любящей и верной Ярославны. Интересна характеристика предводителя половцев — хитрого и властолюбивого хана Кончака. Большую роль в опере играют народные

Половцы. Эскизы костюмов к опере «Князь Игорь». Художник К. А. Коровин. Постановка Большого театра, Москва. 1906 г.

128

 

 

сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход; хор бояр, возвещающий о пленении князя. Стан половцев показан в развёрнутой балетно-хоровой сцене «Половецкие пляски».

Опера «Князь Игорь» стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой.

Бородин работал над этим сочинением восемнадцать лет (начало работы — 1869 г.), но так и не закончил его: внезапная смерть оборвала труд. Оперу завершили друзья Бородина — Н. А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Премьера «Князя Игоря» (1890 г.) прошла в Мариинском театре с большим успехом.

В романсах и песнях Бородин оставался верен принципам, сложившимся при работе над оперой. Наиболее интересны и самобытны сказочные («Спящая княжна») и эпические («Море», «Песня тёмного леса») романсы. Для многих романсов Бородин сам создавал тексты. Так, «Спящая княжна» и «Песня тёмного леса» написаны на слова композитора.

 

 

 

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

(1844—1908)

Композиторский стиль Николая Андреевича Римского-Корсакова отличают гармоничность и ясность музыкального мышления. Основу творческого наследия мастера составили оперы, многие из которых написаны по произведениям русских писателей. Наиболее полно его дар проявился в сочинениях, запечатлевших мир сказок и старинных преданий.

Н. А Римский-Корсаков родился в городе Тихвин Новгородской губернии в дворянской семье. Музыкальные способности проявились рано, но родители хотели, чтобы сын стал морским офицером, и в 1856 г. Римский-Корсаков поступил в петербургский Морской кадетский корпус. Однако занятий музыкой он не оставлял: брал частные уроки игры на фортепиано, пытался сочинять, посещал оперные спектакли. В 1861 г. будущий композитор познакомился с М.А. Балакиревым и вскоре присоединился к «Могучей кучке». Именно по совету Балакирева он начал работу над Первой симфонией (1865 г.). В 1862 г. Римский-Корсаков окончил Морской корпус, получил офицерское звание и отправился в дальнее плавание на судне «Алмаз». По возвращении (1865 г.) он решил посвятить свою дальнейшую жизнь музыке.

В 60-х гг. композитор писал в основном программные симфонические произведения. В симфонической музыкальной картине «Садко» (1867 г.) нашли отражение впечатления от плавания на «Алмазе»: образы русской былины соседствуют в сочинении с картинами моря. Вторая симфония — «Антар» (1868 г.) — написана по мотивам арабских народных сказаний.

Первая опера Римского-Корсакова — «Псковитянка» (1872 г.; по пьесе русского поэта и драматурга Льва Александровича Мея). События происходят во времена царствования Ивана Грозного. На историческом фоне (покорение Пскова Московским царством) развивается драма юной псковитянки Ольги, оказавшейся внебрачной дочерью самого Ивана Грозного. Опера, поставленная в Мариинском театре, имела большой успех.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz