Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Антон Григорьевич Рубинштейн.

 

Московская консерватория. XIX в.

В 40—50-х гг. он объездил с гастролями почти всю Европу (в 1844—1846 гг. прошёл курс музыкальной теории у знаменитого немецкого педагога Зигфрида Дена — учителя М.И. Глинки). В 1859 г. по инициативе Рубинштейна было создано Русское музыкальное общество, а в 1861 г. в Петербурге открыты специальные музыкальные классы, преобразованные год спустя в первую русскую консерваторию. Усилиями А.Г. Рубинштейна (был директором до 1867 г. и в 1887—1891 гг.) Петербургская консерватория быстро превратилась в блистательное академическое учебное заведение.

А.Г. Рубинштейн — автор шестнадцати опер, пяти фортепианных концертов, камерных сочинений. Однако из всех его произведений в наши дни исполняются только опера «Демон» (1871 г.), написанная по одноимённой поэме М.Ю. Лермонтова, и некоторые романсы.

Николай Григорьевич Рубинштейн (1835—1881) известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал основателем и первым директором Московской консерватории (1866 г.). Н.Г. Рубинштейн много концертировал в России и за рубежом. Он стал первым исполнителем многих произведений П. И. Чайковского.

131

 

 

Эскиз декораций к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Художник А.М. Васнецов. Постановка Мариинского театра, Санкт-Петербург. 1907 г.

голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого, других русских поэтов.

Большое внимание Римский-Корсаков уделял совершенствованию композиторского мастерства. Он серьёзно изучал теорию музыки, гармонии и искусства инструментовки; в 70-х гг. занимался по программе, специально составленной для него П. И. Чайковским (в то время профессором Московской консерватории). В результате упорной работы Римский-Корсаков стал одним из самых профессионально подготовленных русских музыкантов.

В 1871 г. Н.А. Римского-Корсакова пригласили преподавать в Петербургскую консерваторию. В числе его учеников — многие выдающиеся русские композиторы. Как дирижёр Римский-Корсаков с 1874 г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее — оперными спектаклями.

Н. А. Римский-Корсаков

и его ученики А. К. Лядов (слева)

и А. К. Глазунов. 1905 г.

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

(1840—1893)

Творчество Петра Ильича Чайковского — яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. На образном и идейном уровне его сочинения развивают традиции европейского романтизма. Стремление же композитора к отточенным и гармоничным формам свидетельствует о глубинной близости его музыки к наследию венских классиков. П.И. Чайковский родился в городе Воткинск (ныне Пермская область) в семье горного инженера. В 1859 г. он получил диплом Училища правоведения в Петербурге и затем некоторое время служил в Министерстве юстиции. Одновременно с работой в министерстве Чайковский начал серьёзно заниматься музыкой, а в 1865 г. окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у А.Г. Рубинштейна. В 1866—1878 гг. он был профессором Московской консерватории и воспитал немало прекрасных музыкантов, в частности С.И. Танеева. П.И. Чайковский обращался почти ко всем музыкальным жанрам и формам. В области симфонической музыки он разрабатывал программную симфоническую поэму (композитор называл её «фантазия» или «увертюра-фантазия») и «классическую» четырёхчастную симфонию. В качестве программ Чайковский использо-


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz