Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Предчувствием трагедии наполнены самые светлые по сюжету лирические сцены. Даже лёгкая по настроению французская ария графини, исполняемая низким женским голосом, звучит зловеще. Основной трагический «нерв» оперы — партия Германна. Композитор смог психологически точно передать состояние ума и души героя — как мечта о деньгах незаметно для него самого губит чувство к Лизе. Показывая Германна уже почти потерявшим рассудок, Чайковский использует образы, известные по его поздним симфониям: финальная ария «Что

Графиня (слева). Лиза. Эскизы костюмов к опере «Пиковая дама». Постановка Большого театра, Москва. 1931 г.

Игорный зал. Эскиз декораций к опере «Пиковая дама». Постановка Белорусского театра оперы и балета, Минск. 1949 г.

135

 

 

М.М. Плисецкая в роли Одетты в балете «Лебединое озеро». Большой театр, Москва.

наша жизнь? Игра!» (третье действие) построена на интонациях торжественного марша, звучащего в мажорной тональности.

П.И. Чайковский изменил отношение к музыкальному содержанию балета. Уровень балетной музыки в XIX в. был невысоким. От композитора требовалось лишь сочинить красивые мелодии — всё внимание публики было сосредоточено на виртуозности танцовщиков. Несмотря на сказочные сюжеты и традиционно благополучные развязки балетов Чайковского — «Лебединого озера» (1876 г.), «Спящей красавицы» (1889 г.) и «Щелкунчика» (1892 г.), в музыке немало подлинного трагизма. В драматургии спектаклей она играет столь же важную роль, как и хореография. В развитии музыкальных тем композитор нередко использует приёмы, которые применял в симфониях.

Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы (написано более ста). Романсы композитора — маленькие драматические пьесы, и, даже если в тексте нет повествовательного сюжета, слушатель может наблюдать, как от начала к

СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

(1856—1915)

Творческий облик Сергея Ивановича Танеева — композитора, пианиста, педагога и учёного-музыковеда — привлекает интеллектуальной мощью, благородством и горячей любовью к музыке. В 1875 г. Танеев окончил Московскую консерваторию (по классу фортепиано у Н.Г. Рубинштейна, по классу композиции у П.И. Чайковского), и вся его дальнейшая жизнь и деятельность была связана с этим учебным заведением. Сначала он стал профессором, а затем и директором консерватории.

Педагогику и активную исполнительскую деятельность Танееву удавалось совмещать с научными исследованиями. Он занимался полифонической музыкой Возрождения и барокко, творчеством Бетховена, народным искусством. Свой главный труд — книгу «Подвижной контрапункт строгого письма» (1906 г.) — Танеев писал семнадцать лет. В этой работе впервые в России серьёзно анализируются традиции полифонии строгого стиля.

В композиторском творчестве Танеев стремился обдумать каждый шаг, рационально «сконструировать» произведение. Он мечтал укоренить в сознании русских композиторов приёмы полифонии — только такие формы, считал Танеев, могут придать музыке глубину. Ярче всего эта идея проявилась в двух кантатах: «Иоанн Дамаскин» (1884 г.) на текст поэмы Алексея Константиновича Толстого и «По прочтении псалма» (1915 г.) на стихи философа Алексея Степановича Хомякова. Музыка кантат пронизана светом; чувствуется высокий профессионализм автора в использовании полифонии. Кроме названных сочинений С. И. Танеев создал четыре симфонии (1874—1898 гг.), оперную трилогию «Орестея» (1895 г.) по трагедии Эсхила, хоровые, инструментальные и камерно-вокальные произведения.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz