Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

В. Ф. Нижинский в роли фавна в балетной сцене «Послеполуденный отдых фавна». Художник Л.С. Бакст. Русские сезоны в Париже. 1912 г.

*Сирены — мифологические существа, полуптицы-полуженщины, заманивающие путешественников пением.

143

 

 

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕБЮССИ

На протяжении всей жизни Клод Дебюсси писал музыку для фортепиано и сам был выдающимся пианистом. Критики восторгались изяществом и бархатистостью звучания инструмента композитора. Его манеру игры точно характеризует строка из стихотворения французского поэта-символиста Поля Верлена: «...целует клавиши прекрасная рука».

Большинство фортепианных пьес Дебюсси — программные миниатюры. Содержание сочинений различно — они могли быть навеяны поэзией, живописью или природой. Особенно композитор любил пейзажи. Жанр инструментальной миниатюры, рисующей пейзаж, бытовую сцену или портрет, восходит к творчеству французских клавесинистов XVII — начала XVIII в. Дебюсси современными художественными средствами воссоздал традиции классицизма. (В поздних критических статьях он часто называл композиторов той эпохи — Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо «национальными гениями».)

Расцвет фортепианного творчества Дебюсси приходится на начало XX столетия. В это время он написал самые известные циклы произведений — «Эстампы», «Образы», «Детский уголок» и др.

Название цикла «Эстампы» (1903 г.) заимствовано из изобразительного искусства: слово означает «оттиск», «отпечаток». Сочинение состоит из трёх пьес: «Пагоды» (пагода — буддийское мемориальное сооружение или хранилище реликвий), «Вечер в Гранаде» и «Сады под дождём». В них Дебюсси создал музыкальные портреты трёх стран — соответственно Китая, Испании и Франции.

Под впечатлением картины французского живописца Антуана Ватто «Отплытие на остров Киферу» композитор написал фортепианную пьесу «Остров радости» (1904 г.). Это своеобразное музыкальное переложение полотна художника. Перед слушателем предстаёт фантастический остров любви, куда отплывают нарядные дамы и кавалеры.

Черты импрессионистской музыки свойственны двум сборникам пьес, названным композитором «Образы». В каждый сборник входит три пьесы. Первый (1905 г.): «Отражения в воде», «Посвящение Рамо», «Движение»; второй (1907 г.): «Колокола сквозь листья», «И луна нисходит на разрушенный храм», «Золотые рыбки».

«Детский уголок» (1908 г.) посвящён образам детства. Стиль сочинения отличают простота, яркая жанровость и ритмическая ясность. Самая известная — последняя пьеса цикла, «Кукольный кек-уок». В ней развивается тема американского танца кек-уок (англ. Cakewalk — «шествие с пирогом»), распространённого в то время. Танцу свойственна «механическая» ритмика, резкое звучание и быстрый темп. Всё это можно услышать и в пьесе Дебюсси, но в юмористическим («кукольном») ключе.

Интересны прелюдии для фортепиано (первый сборник — 1910 г., второй — 1913 г.), навеянные и музыкой французских клавесинистов, и живописью импрессионистов. Эти произведения характеризуются мягкостью звучания, изысканными гармониями, тонкими тембровыми нюансами. Причудливые названия прелюдий («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.) Дебюсси поставил в конце пьес — чтобы не навязывать собственные ощущения, а предоставить слушателю возможность самому создать образ.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz