Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Главная

Венгерский композитор и дирижёр Ференц (Франц) Легар (1870—1948) написал более тридцати оперетт. Они быстро завоевали признание зрителей. Особенно счастливо сложилась театральная судьба оперетты «Весёлая вдова» (1905 г.): только в столице Австрии она была поставлена более пятисот раз, с триумфом обошла сцены мира. В произведении показана весё-

Франц Легар.

Эскиз декораций к оперетте «Весёлая вдова». Постановка Городского театра, Дармштадт. 1962 г.

лая и «красивая» жизнь, к которой стремятся персонажи, несмотря на все жизненные неудачи и потери. Славу композитора закрепили оперетты «Граф Люксембурге (1909 г.) и «Цыганская любовь» (1910 г.). Легар любил сочетать в своих сочинениях мотивы австрийских, венгерских, румынских и славянских песен и танцев. Это придало его произведениям ту силу очарования, которая и способствовала успеху.

В 10-х гг. XX столетия в Вене зазвучали оперетты ещё одного венгерского композитора — Имре (Эммериха) Кальмана (1882—1953). Получив образование в Музыкальной академии имени Ференца Листа (в Будапеште), он в 1911 г. приехал в Вену. Здесь композитор обрёл вторую родину. Известность Кальману принесли уже первые сочинения — «Солдат в отпуске» (или «Хороший товарищ», 1910 г.), «Цыган-премьер» и «Маленький король»

(оба 1912 г.). Вершина его творчества — оперетта «Королева чардаша» (1915 г.), известная также под названием «Сильва». Произведению присуши все отличительные черты жанра: пикантные сюжетные ситуации, развитая (почти оперная) музыкальная драматургия и эффектная, блестящая оркестровка. Всё это соединяется в «Сильве» с яркими и легко запоминающимися танцевальными мелодиями, весёлыми и непосредственными, близкими к венгерской народной музыке. Впоследствии появились «Баядера» (1921 г.), «Графиня Марица» (1924 г.), «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра» (обе 1930 г.).

Вена долгое время оставалась одной из столиц лёгкой музыки. В этом городе сложились традиции жанра оперетты, и по сей день привлекающей слушателей мелодическим очарованием и непосредственностью.

149

 

 

ЯН СИБЕЛИУС (1865—1957)

Финский композитор Ян Сибелиус — яркий и самобытный мастер позднего романтизма. Он родился в городе Хяменлинна (близ Хельсинки), музыке учился на родине, в Берлине и Вене.

Европейскую известность Сибелиусу принесли симфонии и программные симфонические поэмы, в которых он обращался к фольклорным образам. Самые известные поэмы — «Туонельский лебедь» (1893 г.; на сюжет карело-финского эпоса «Калевала», рассказывающего о подвигах и приключениях героев сказочной страны Калева) и «Финляндия» (1899 г.).

В творческом наследии Сибелиуса есть произведения для скрипки, фортепиано, опера («Лева в башне», 1896 г.), песни и т. д. Интересен концерт для скрипки с оркестром (1903 г.). В сочинении проявилась важная особенность дарования композитора: строгость и сдержанность сочетаются с эмоциональностью. Автор блестяще знает возможности скрипки: солирующая партия глубока по содержанию и в то же время виртуозна и эффектна.

Много внимания Ян Сибелиус уделял работе над театральными постановками. В 1903 г. он написал музыку для пьесы финского драматурга Арвида Ярнефельта «Смерть». Особую известность получил один из фрагментов — «Грустный вальс». Перед слушателем словно проходит вся человеческая жизнь.

Ян Сибелиус.

Тоски; перед силой её характера остальные персонажи «меркнут». Музыка, яркая и мелодичная, в сочетании с блестяще выстроенным действием держит слушателя в постоянном напряжении.

В опере «Мадам Баттерфляй» (другое название — «Чио-Чио-Сан»,

1903 г.) также наиболее интересна партия главной героини. В финальном предсмертном монологе Чио-Чио-Сан раскрывается с неожиданной стороны — в нежном и хрупком существе вдруг просыпается настоящая страсть. Для создания образа её возлюбленного, американца Пинкертона, Пуччини ввёл гимн Соединённых Штатов. Чтобы передать национальный колорит, композитор использовал японские народные мелодии, необычные гармонические обороты и тембры. Интересны партия служанки — Сузуки, хор её подруг, «кукольное» шествие родственников Чио-Чио-Сан.

Последние произведения Пуччини создал после Первой мировой войны. Это цикл из трёх миниатюрных опер («Плащ», «Сестра Анджелика», «Джанни Скикки», все 1918 г.) и опера-сказка «Турандот» по одноимённой пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци. В «Турандот» композитор использовал старинные лады и необычные сочетания инструментов. В сочинении много масштабных хоровых номеров, что сближает его с итальянской оперой-сериа. Завершить «Турандот» автор не успел; оперу закончил композитор Франко Альфано (1876—1954).

Сцена из оперы «Турандот».

Театр Ла Скала, Милан.

150

 

 

 


Предыдущая Главная
 
Хостинг от uCoz