Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Началом образования «Могучей кучки» можно считать знакомство Балакирева с военным инженером Цезарем Антоновичем Кюи (1835— 1918) в 1856 г. Вскоре образовался музыкальный кружок, в который также вошли любители музыки, ставшие впоследствии знаменитыми композиторами: М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и А.П. Бородин.

Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. Под руководством Балакирева изучались произведения Глинки, Даргомыжского, Бетховена, Шуберта, Шумана, других русских и западных композиторов, разбирались сочинения членов кружка. Большое влияние на формирование творческих принципов «Могучей кучки» оказал В. В. Стасов (именно он дал содружеству это наименование). Композиторы Балакиревского кружка выступали за народность музыки и в своих сочинениях обращались к фольклору разных народов, прежде всего к русскому.

В 1862 г. Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству, и в первую очередь к отечественному. М.А Балакирев дирижировал концертами хора учащихся школы. Исполнялись произведения Глинки, Даргомыжского, молодых русских композиторов, зарубежных мастеров. Позднее Балакирев руководил оркестром Русского музыкального общества, возглавлял Придворную певческую капеллу.

В собственном композиторском творчестве М А. Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке. В сочинениях для симфонического оркестра он нередко обращал-

Музыкальный вечер в доме М.А. Балакирева. XIX в.

122

 

 

Титульный лист партитуры

симфонической поэмы «Тамара». Москва. Начало XX в.

ся к фольклору. Так, в «Увертюре на темы трёх русских песен» (1858 г.) и симфонической поэме «Русь» (1887 г.) широко использованы темы и интонации русской народной музыки, а в «Испанской увертюре» (1886 г.) и симфонической поэме «В Чехии» (1905 г.) — соответственно испанской и чешской. Большое внимание композитор уделял музыке народов Востока, и этот интерес отразился в фантазии для фортепиано «Исламей» (1869 г.) и симфонической поэме «Тамара» (1882 г.). Балакирев создал много фортепианных миниатюр в духе высоко ценимого им Шопена, а также романсы и песни, в которых следовал традициям Глинки и Даргомыжского. Кроме того, М.А. Балакирев известен как собиратель русского музыкального фольклора. Из записанных подлинных народных напевов он составил два сборника песен (вышли в 1866 и 1898 гг.).

В конце 70-х — начале 80-х гг. Балакиревский кружок распался. Каждый композитор нашёл свой путь в музыке, но тот опыт, который молодые музыканты получили в «Могучей кучке», явился основой для их дальнейшего творчества. Сам же Милий Алексеевич Балакирев постепенно отошёл от активной музыкальной деятельности.

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ

(1839—1881)

Композитор Модест Петрович Мусоргский родился в селе Карево Псковской губернии в семье небогатого помещика. В детстве он обучался игре на фортепиано под руководством матери, а после переезда в Петербург (1849 г.) занимался с частными преподавателями. По семейной традиции родители отдали сына в школу гвардейских подпрапорщиков, по окончании которой Мусоргский был произведён в прапорщики Преображенского полка.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz