Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Главная Следующая

МУЗЫКА РОССИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

На рубеже XIXXX столетий завершился длительный и сложный процесс освоения русскими музыкантами традиций, стилей и жанров европейской культуры. К концу XIX в. Петербургская и Московская консерватории стали солидными учебными заведениями. Из их стен вышли все выдающиеся композиторы той эпохи и немало прекрасных исполнителей. Сложились школы инструменталистов, певцов и танцовщиков. Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский Мариинский театр в Петербурге и Московская частная русская опера, созданная российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841 — 1918).

В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно-художественных направлений, и, прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. Их творчество трудно отнести к какому-либо определённому течению, и это — доказательство зрелости русской музыкальной культуры.

АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ ЛЯДОВ

(1855—1914)

В историю отечественной музыкальной культуры Анатолий Константинович Лядов вошёл как дирижёр, педагог, музыкальный критик и композитор. В его творчестве соединились черты разных художественных направлений рубежа XIXXX вв. (позднего романтизма, импрессионизма) и русского фольклора.

Родился А.К. Лядов в Петербурге в семье музыканта (его отец был дирижёром Мариинского театра). В 1 878 г. он окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции у Н. А.Римского-Корсакова. В студенческие годы Лядов находился под большим влиянием композиторов «Могучей кучки».

А.К. Лядов преподавал в Придворной певческой капелле и Петербургской консерватории композицию и теоретические дисциплины (в 1886 г. получил звание профессора). В разное время у него учились Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев и другие известные композиторы.

Наиболее интересные ранние произведения написаны для фортепиано. Сюита «Бирюльки» (1876 г.) окрашена русским национальным колоритом — здесь и мотивы, напоминающие мелодичные народные песни, и особая гармония. В пьесе «Про старину» (1889 г.) слышатся отголоски старинных былин. Из программных сочинений этого периода выделяется «Баркарола» (1898 г.) и небольшой вальс с характерным названием «Музыкальная табакерка», который тонко передаёт механическое звучание этой незамысловатой игрушки.

В симфонических миниатюрах «Баба-яга» (1904 г.), «Волшебное озеро», «Кикимора» (обе 1909 г.) автор мастерски воссоздаёт мир сказки — то мрачно зловещий, то волшебно таинственный. В симфоническом цикле «Восемь русских народных песен» (1906 г.) использованы подлинные народные мелодии.

Вокальные жанры представлены в творчестве Лядова, прежде всего хорами, романсами, а также циклом «Детские песни» для голоса с фортепиано (1887— 1 890 гг.) на народные слова. Композитору принадлежит более двухсот обработок русских народных песен, собранных в этнографических экспедициях Русского географического общества.


Главная Следующая
 
Хостинг от uCoz