Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Подлинной вершиной творчества Берга стала опера «Воццек» (1917— 1921 гг.), написанная по одноимённой пьесе немецкого драматурга Георга Бюхнера. Её герой — солдат Вошек, денщик Капитана. Вошек — одинокий и униженный, а потому озлобленный человек; над ним издевается Капитан, насмехаются солдаты в казарме. Последней каплей в страданиях становится нелепая измена жены Мари, не устоявшей перед ухаживаниями Тамбурмажора. Ослеплённый ревностью и насмешками, Воццек убивает Мари и, лишившись рассудка, погибает. Сюжет можно назвать типичным для экспрессионизма.

Однако при всей новизне оперы в ней чувствуется глубокая связь с романтическими и реалистическими традициями искусства XIX в. В центре произведения — хорошо знакомый об-

раз «маленького человека», брошенного в страшную реальность нового времени. Следуя примеру Вагнера, Берг строит музыкальную ткань на системе лейтмотивов. У него это короткие, но очень ёмкие фразы, лаконично и психологически точно рисующие ситуацию. Все они вырастают из одной реплики Воццека «Мы люди бедные», построенной на четырёх музыкальных звуках (такой приём будет нередко повторяться в оперной драматургии последующих десятилетий). Для каждого героя композитор нашёл уникальную, только ему присущую систему интонаций. Партия Воццека основана на отрывистых репликах и резких скачках, она напоминает скороговорку, а порой переходит почти на крик. Такая манера называется речевой декламацией. Образ Мари, наоборот, создают мягкие песенные интонации, постепенно обретающие трагическую напряжённость (особенно в сцене чтения Библии, когда измученная стыдом женщина пытается молиться). Ярко обрисованы и персонажи второго плана — Капитан, Доктор, Тамбурмажор.

Из инструментальных сочинений Берга особенно интересен скрипичный концерт, имеющий подзаголовок «Памяти ангела» (1935 г.). В этом произведении раскрывается совсем иная грань дарования композитора — возвышенная, просветлённая духовность. Звуковым символом обретённого духовного света становится тема хорала Баха, появляющаяся во второй части. Вариации на эту тему — кульминация концерта и в определённом смысле итог всего творческого пути

Альбан Берг.

мастера, пришедшего в конце жизни к состоянию вдохновенной веры, покоя и гармонии.

Додекафонная система, созданная Шёнбергом, обрела теоретическую базу благодаря его ученику Антону Веберну (1883—1945). Занятия у Шёнберга Веберн сочетал с учёбой в Институте истории музыки при Венском университете (1904—1908 гг.) и вышел из него блестящим знатоком григорианской традиции и полифонии эпохи Возрождения. Это помогло Веберну развить идею учителя, обогатив её приёмами полифонической техники.

Жизнь композитора сложилась драматично. Его сочинения принимались

*Нацисты - члены Национал-социалистической рабочей партии Германии (образована в 1919 г.), которую с 1921 г. возглавлял Адольф Гитлер. Партия пришла к власти в Германии в 1933 г., ликвидирована в 1945 г.

162

 

 

Автограф партитуры цикла Пять пьес для оркестра.

лицо произведения — молодая женщина. Она приходит в ночной лес на свидание с возлюбленным и находит его мёртвым. Музыка, наполненная диссонансами, сложными ритмами, передаёт изменения душевного состояния героини: гнетущее предчувствие катастрофы в конце оперы сменяется ужасом от столкновения со смертью.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz