Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Антон Веберн.

163

 

 

 

вокальный цикл «Лунный Пьеро» (1912 г.), написанный на стихи малоизвестного бельгийского поэта А.Жиро. Цикл создан для женского голоса и небольшого инструментального ансамбля, причём состав инструментов для каждой песни разный. В песнях воспроизводится атмосфера ночного кабаре, недаром сам автор называл своё сочинение «трагическим кабаре». В искусстве экспрессионизма (особенно в немецкой живописи) образ ночного заведения глубоко символичен. Это образ мира, изуродованного безнравственностью, знак одиночества и отчаяния. В вокальной партии, которая должна воспроизводить характерную манеру пения артисток кабаре, Шёнберг впервые применил изобретённый им приём под названием речевое пение (нем. Sprechgesang) — оригинальное сочетание вокального речитатива и драматической декламации. Инструментальное сопровождение представляет собой сложную полифоническую музыку, которая раскрывает психологический подтекст исполнения.

Зрелый период творчества композитора связан в основном с инструментальными жанрами. Он написал струнные квартеты, скрипичный и фортепианный концерты, в которых блестяще соединил серийную технику с «классическими» законами сонатно-симфонического цикла.

Результатом размышлений над событиями Второй мировой войны стала кантата «Уцелевший из Варшавы» (1947 г.) для чтеца, хора и оркестра. В качестве текста использованы подлинные рассказы очевидцев расправы гитлеровцев над жителями еврейского гетто в Варшаве. Музыка этого масштабного сочинения, построенная на одной серии, выдержана в лучших традициях экспрессионизма — она сложна, трагична и обострённо эмоциональна. Композитор словно пытается представить своих

ХАНС ЭЙСЛЕР И КУРТ ВЕЙЛЬ

Творческие интересы двух немецких композиторов, Ханса Эйслера и Курта Вейля, находились в области «демократических» жанров — песни, марша, мюзикла.

Ханс Эйслер (1898—1962) начинал свой путь как ученик Арнольда Шёнберга и автор, близкий к экспрессионизму. Однако, переехав из Вены в Берлин (1924 г.) и вступив в Коммунистическую партию Германии (1926 г.), он сосредоточился на жанре массовой песни. Эйслер стремился, по его собственным словам, писать музыку, «полезную для дела социализма». Он создал разновидность жанра, названную исследователями песня-плакат. Её основа — энергичный маршевый ритм, простая, выразительная в своей чёткости мелодия с так называемыми «интонациями борьбы». Как правило, песни писались для популярного в рабочих кругах певца Эрнста Буша (1900—1980) и в его исполнении звучали искренне и убедительно. Особенно популярными стали «Левый марш» и «Песня о Коминтерне». Большое влияние на творчество и мировоззрение Эйслера оказал немецкий писатель Бертольд Брехт, ставший автором текстов некоторых песен композитора. Аля сценической версии романа Максима Горького «Мать» Эйслер написал музыку (1931 г.); позже он переработал её в кантату.

Курт Вейль (1900—1950), как и Эйслер, свои самые известные произведения создал в сотрудничестве с Бертольдом Брехтом. Будучи человеком левых взглядов, композитор, тем не менее, не стремился насыщать собственные сочинения политическими идеями. Сатирическая драма с музыкой «Трёхгрошовая опера» (1928 г.), написанная на либретто Брехта, — сатира скорее на социальные и нравственные нормы, нежели на политические. Сюжет заимствован из знаменитой «Оперы нищего», поставленной в Лондоне ровно двести лет назад и ставшей блестящей пародией на сценические штампы итальянской оперы. Главными героями у Вейля также являются мошенники, бродяги и проститутки, но действие перенесено в XX в. Музыка написана с истинным блеском: в ней есть и хлёсткая сатира, и мягкий юмор. Серьёзное музыкальное образование (Высшая музыкальная школа в Берлине, стажировка у известного итальянского пианиста и композитора Ферруччо Бузони) позволило Вейлю удачно использовать жанры лёгкой музыки, элементы городского фольклора и джаза. В сочинениях композитора музыкальные номера чередуются с разговорными диалогами. «Трёхгрошовая опера» — одно из первых произведений в жанре мюзикла (англ. musical, от musical comedy — «музыкальная комедия») — музыкально-драматического спектакля, основанного на эстрадной музыке. С 1935 г. Курт Вейль жил в США, и его творчество серьёзно повлияло на выдающегося мастера американской музыки Джорджа Гершвина.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz