Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Пауль Хиндемит окончил Франкфуртскую консерваторию, затем, в 1915—1929 гг., выступал как скрипач и альтист в составе струнных квартетов.

Хиндемит 20-х — начала 30-х гг. в глазах современников был экспериментатором и бунтарём, дерзко ломавшим традиционные представления о музыкальных жанрах и формах. Так, в фортепианной сюите «1922» он остроумно пародировал модные танцы — шимми, вальс-бостон. Не боялся композитор обращаться и к социальным темам. Комическая опера «Новости дня» (1929 г.) сатирически рассказывает о влиянии рекламы и бульварной прессы на сознание современного человека.

Однако бунтарский сарказм лишь одна сторона творческого облика Хиндемита тех лет. Именно в «бунтарские» годы появился шедевр неоклассицизма — цикл концертов «Камерная музыка» (1922—1927 гг.). Композитор обратился к важнейше-

*Название «шимми» (от англ. shimmy — «рубашка») связано с характерными движениями танцоров, словно пытающихся стряхнуть с плеч рубашку. Вальс-бостон (по названию города Бостон в США) — разновидность медленного вальса.

166

 

 

му жанру эпохи барокко — кончерто гроссо. Нередко Хиндемит использовал даже инструменты далёкой эпохи; например, шестой концерт цикла написан для виоль д'амур с оркестром.

В тот же период появились первые произведения для альта: соната для альта и фортепиано (1919 г.), соната для альта соло (1922 г.), «Камерная музыка № 5». Альтист-виртуоз, Хиндемит сумел в корне изменить отношение к этому инструменту. В XVIIIXIX вв. для альта создавали прекрасные произведения (Бах, Моцарт, Берлиоз), однако это было скорее исключением, чем правилом. В представлении большинства музыкантов альт оставался инструментом «второго сорта», годным только для оркестра и ансамбля, но не для соло; игра на нём считалась уделом неудачливых скрипачей. Сочинения Хиндемита впервые выявили великолепные тембровые качества и технические возможности альта.

Пауль Хиндемит был духовным наследником просветительских традиций эпохи романтизма. В 20-х гг. он возглавил движение «Бытовая музыка», представители которого выступали за возрождение домашнего музицирования и любительского творчества. Хиндемит и его единомышленники считали, что это единственная возможность поддержать интерес к серьёзной музыке, противостоять давлению эстрадных жанров. В начале 30-х гг. движение распалось, но Хиндемит до конца жизни остался верен его принципам и продолжал сочинять произведения, рассчитанные на исполнение «хорошо обученными дилетантами», с той же серьёзностью, что и сложнейшую «профессиональную» музыку (последней его работой была месса для любительского хора).

Пришедшие в 1933 г. к власти нацисты объявили музыку Хиндемита «дегенеративным искусством», в официальной прессе началась кампания за её запрещение, и в 1938 г. композитор покинул Германию. В 1940 г. он поселился в США, а в 1953 г. перебрался в Швейцарию.

Среди произведений Хиндемита 40-х гг. особое место занимает сочинение для фортепиано «Игра тональностей» (лат. «Lucius tonalis», 1942 г.), посвященное двухсотлетию цикла прелюдий и фуг Баха «Хорошо темперированный клавир». Композитор демонстрирует собственную оригинальную систему тональностей, подобно тому как Бах показал особенности темперированного строя (см. статью «Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах и музыка Германии»). Хиндемит решал, прежде всего, технические задачи (опять же по аналогии с Бахом), но по уровню музыкального содержания


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz