Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Своим творчеством Пауль Хиндемит стремился изменить нравственную жизнь человека. Композитор говорил просто и строго: «Есть две вещи, к которым следует стремиться, — профессионально честная музыка и чистая совесть. И о том и о другом я уже позаботился».

Эскиз декораций к опере «Гармония мира». Мюнхен. 1957 г.

КОМПОЗИТОРЫ «ШЕСТЁРКИ»

Облик музыкальной культуры Франции XX в. определило содружество французских композиторов (1917— 1922 гг.), которое музыкальный критик Анри Колле назвал «Шестёркой». В содружество вошли Артюр

168

 

 

«Шестёрка». Рисунок Жана Кокто.

Онеггер, Дариус Мийо, Франсис Пуленк, Луи Дюрей (1888—1979), Жермен Тайфер (1892—1983) и Жорж Орик (1899—1983). Композиторов сблизило отрицательное отношение к традициям позднего романтизма и импрессионизма, сделавших, по их мнению, французскую музыку излишне утончённой. Образы для собственных произведений члены «Шестёрки» искали в звуковом мире современного города, в новых формах музыки. Этим формам они придавали особое значение и включали в классические по жанру произведения элементы джаза, музыки кабаре и мюзик-холла.

Взгляды участников «Шестёрки» сформировались под влиянием старшего современника — композитора и критика Эрика Сати (1866—1925). Он получил строгое академическое образование, но в 1917 г. опубликовал памфлет «Петух и Арлекин», в котором резко критиковал классические традиции. Музыка, считал Сати, должна быть основана не на сложной системе гармоний, а на мелодиях — простых и коротких, уходящих корнями в бытовую музыку или интонации человеческой речи. Композитор не должен бояться быть резким, даже грубым, поскольку окружающая жизнь также не отличается изяществом. Самым известным сочинением Сати стал балет «Парад» (1917 г.), в котором кроме элементов «лёгких» жанров использовались и немузыкальные средства — вой автомобильной сирены, стук пишущей машинки и т. п. Костюмы и декорации к балету создал французский художник Пабло Пикассо, а сценарий — французский поэт, драматург и критик Жан Кокто.

После 1922 г. «Шестёрка» как художественное объединение распалась, и творческие судьбы композиторов сложились по-разному. Крупными мастерами стали Артюр Онеггер, Дариус Мийо и Франсис Пуленк.

Выходец из семьи швейцарского происхождения, Артюр Онеггер (1892—1955) получил образование в консерваториях Цюриха и Парижа. Известное сочинение Онеггера 20-х гг. — оркестровая пьеса «Пасифик-231» (1923 г.). «Пасифик-231» — марка самого мощного на тот период локомотива (развивал скорость до 120 км/ч). Виртуозно использовав краски симфонического оркестра, композитор изобразил движение паровоза: вот машина трогается с места, постепенно набирает скорость и в конце пьесы прибывает на станцию. Ощущение движения создаётся за счёт того, что в середине пьесы короткие мелодии дробятся на ещё более мелкие, а ближе к концу их ритмический рисунок снова укрупняется, и становится слышно, как «паровоз тормозит». В музыке пьесы нет примитивного звукоподражания, но в оркестровке есть поразительно точные и остроумные детали, показывающие рёв гудка или стук колёс.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz