Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Среди монументальных сочинений Онеггера 20-х гг. выделяется оратория «Царь Давид» (1921 г.) для хора, оркестра, солистов-певцов и чтеца. Главная тема произведения — жизнь библейского царя Давида, его превращение из скромного юноши пастуха в воина, а затем и правителя Израильско-Иудейского государства, духовные взлёты и падения героя. В сочинении соединились черты современной музыки

*Мюзик-холл (англ. music-hall, от music — «музыка» и hall — «зал») — музыкальный театр с развлекательной музыкой, экстравагантными сценическими трюками и пышными зрелищами; сложился в середине XIX столетия в Англии.

**Памфлет (англ. pamphlet) — злободневное сатирическое литературное произведение.

169

 

 

с традициями Баха и Генделя. Несомненным влиянием «Мессии» Генделя объясняется факт, что в оратории нет в прямом смысле партии главного героя. Текст от лица царя Давида поют разные исполнители (в том числе и женщины). Тем самым автор даёт понять слушателю, что события жизни героя имеют отношение к каждому человеку.

После успешной премьеры оратории «Царь Давид» Онегтер пришёл к убеждению, что необходимо сохранить традиционные представления о ладе и тональности. Это был ответ на массовое увлечение французских музыкантов додекафонной системой нововенской школы. Высоко ценя творчество Шёнберга, Онеггер, тем не менее, считал, что его система лишит французскую музыку национального своеобразия. И в этом композитора поддержали все представители «Шестёрки».

Центральное произведение Онеггера 30-х гг. — оратория «Жанна д'Арк на костре» (1935 г.) — создано на текст французского писателя и поэта Поля Клоделя. Драматургический стержень действия — диалог Жанны с монахом Домиником накануне казни. Роли Жанны и Доминика поручены драматическим актёрам, и только в финале героиня поёт (причём Онеггер настаивал на том, чтобы это было непрофессиональное пение).

Картины, в которых рисуется жизнь героини, сочетают элементы многих жанров: античной трагедии, средневековой мистерии, оперы, оратории и др. В музыке цитата из григорианского хорала или сложная хоровая полифония соседствуют с мелодиями опереточного и джазового характера (особенно в сценах суда над Жанной, где судьи показаны сатирически — как зверинец). Однако действие отличается единством и стройностью. Во многом такая целостность достигается благодаря использованию «сквозных» тем, проходящих через произведение. Таких тем три: скорбная тема (страдания и мрачные предчувствия героини), «соловьиная тема» (пастушеский наигрыш флейты) и детская песенка «Тримазо», которую исполнительница роли Жанны поёт под аккомпанемент скрипок и волн Мартено. Две последние темы олицетворяют чистоту души героини. Оратория Онеггера — не столько повествование об исторических событиях, сколько размышление над подвигом Жанны — способностью смиренно и мужественно принять трагическую судьбу.

Творческое наследие мастера замечательно дополняет написанная в 1951 г. книга «Я — композитор», в которой автор ярко и увлекательно рассказывает о времени и о себе.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz