Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Самая крупная работа композитора — опера «Христофор Колумб» (1930 г.) создана по одноимённой драме Поля Клоделя. Путешествия Колумба трактуются как миссионерский подвиг, принёсший свет христианства другим народам. В финале герой разделяет участь многих святых — бесчестье и смерть в нищете. Драматургия оперы построена на чередовании масштабных эпических картин, не связанных друг с другом хронологически (произведение начинается и завершается сценой смерти Колумба). Действие развивается медленно, так как автору важно не столько показать события, сколько раскрыть их духовный смысл. Фигуры главных персонажей — Колумба, испанской королевы Изабеллы не получают глубоких характеристик, это скорее образы-символы. В сущности, главный герой оперы — народ, то размышляющий, то молящийся, то прославляющий своего героя, то издевающийся над ним. Именно в хоровых эпизодах мастерство Мийо раскрывается с наибольшим блеском. Он использует хоровую декламацию, разнообразные приёмы полифонии (порой полифоническая ткань включает в себя до двенадцати голосов); нередко хор звучит без слов, превращаясь в своего рода оркестровый инструмент.

Франсис Пуленк (1899—1963) — композитор-лирик; его музыку отличает психологическая тонкость и чисто французская изысканность. Как и его единомышленники по содружеству, он отдал дань увлечению «лёгкими» жанрами. В 1924 г. появился комический балет «Козочки». Сюжет (шестнадцать танцовщиц пытаются увлечь своим искусством молодых людей) позволил композитору широко использовать в музыке черты джаза и оперетты.

В 30-х гг. Пуленк пережил духовный переворот, результатом которого стало обращение к религии. Отныне важное место в творчестве заняли традиционные жанры духовной музыки. Композитор написал произведения для солистов, хора и оркестра — мессу (1937 г.), кантату

Франсис Пуленк.

171

 

 

 

ОЛИВЬЕ МЕССИАН

(1908—1992)

Французский композитор Оливье Мессиан — автор духовной музыки, которую уже при жизни мастера сравнивали с сочинениями Палестрины, Баха и Генделя. Как композитор и органист Мессиан начал работать в 30-х гг., после окончания Парижской консерватории (1930 г.). Произведения этих лет посвящены христианской тематике и, как правило, представляют собой циклы пьес, написанных в жанре музыкальной медитации, созданном самим мастером. (Медитация — состояние глубокой сосредоточенности на конкретных религиозных идеях и образах.)

Шедевром органной музыки можно назвать девятичастный цикл «Рождество Христово» (1935 г.). Автор стремится проникнуть в глубинный смысл Рождества, показать средствами музыки Святое семейство, ангелов, пастухов, волхвов. Мессиану удалось передать состояние духовной сосредоточенности и благоговения, которое внезапно охватывает человека, погружённого в сопереживание событиям Священной истории.

Кроме евангельских сюжетов излюбленной темой композитора стал образ Церкви — как торжества вселенской гармонии между Богом и духовно преображённым человечеством. В произведении для органа «Явление Предвечной Церкви» (1932 г.) образ Церкви предстаёт в короткой теме, состоящей из трёх аккордов. Эти аккорды — фундамент, на котором возводится сложная полифоническая конструкция. Предельная громкость звучания органа переносится слушателями обычно с трудом, но здесь воспринимается легко и органично, помогая почувствовать состояние духовного восхищения перед открывшейся картиной.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz