Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

172

 

 

«Слава» (лат. «Gloria», 1959 г.), кантату «Стояла Матерь скорбящая» (лат. «Stabat Mater dolorosa», 1950 г.), «Песнопения Страстной недели» (1961 г.), а также короткие камерные песнопения для богослужений. Преобладающие настроения духовных сочинений — умиротворённость и стремление к свету.

Таков дух оперы «Диалоги кармелиток» (1957 г.), созданной по одноимённой пьесе французского писателя Жоржа Бернаноса. В основу пьесы легли подлинные события — казнь шестнадцати монахинь-кармелиток во время Французской революции. В центре внимания Пуленка — внутренняя жизнь монахинь, готовность к духовному подвигу, которая у многих появляется в борьбе со слабостью и страхом. Музыкальное действие представляет собой непрерывный речитатив, состоящий из монологов и диалогов. Композитор стремится заострить внимание на каждом слове, каждом эмоциональном нюансе жизни героинь.

Выдающимся событием в творческой жизни Пуленка можно считать появление кантаты «Лик человеческий» (1943 г.) на стихи французского поэта Поля Элюара. Она была написана в годы немецкой оккупации, когда композитор, обычно далёкий от политики, стал активно сотрудничать с подпольной прессой движения Сопротивления. Партитура кантаты была тайно переправлена в Лондон и исполнена по радио 6 января 1945 г. (во Франции премьера состоялась только в 1947 г.). «Лик человеческий», безусловно, антифашистское и антивоенное произведение, но его внутренний смысл гораздо глубже. Для суровой гражданской лирики Элюара Пуленк создал удивительно лёгкую и прозрачную музыку, использовал полифонию. Такая музыка придаёт поэтическим словам о свободе и справедливости высокий духовный смысл.

Самое известное произведение Пуленка — опера «Человеческий голос» (1958 г.), написанная по одноимённой драме Жана Кокто. Она принадлежит к редкому жанру монооперы. Молодая женщина на протяжении всего спектакля говорит по телефону с возлюбленным, который давно охладел к ней. Мужчина на сцене ни разу не появляется, ситуация обрисована только в монологе героини. Писать оперу на подобный сюжет очень сложно — ведь на сцене нет действия. Но Пуленку удаётся держать слушателя в напряжении, показывая тончайшие изменения в психологическом состоянии героини — в своём монологе она переходит от надежды к озлобленности, от истерической ревности к мольбе, от непонимания ситуации к драматическому прозрению. Сложная и тонкая партия оркестра гибко дополняет звучание голоса. В опере «Человеческий голос» Пуленк использовал огромный опыт, накопленный в области камерной вокальной лирики. Вокальные циклы композитора столь многочисленны, что исследователи называют Пуленка «французским Шубертом».

БЕНДЖАМИН БРИТТЕН

(1913—1976)

Бенджамин Бриттен — первый великий композитор, появившийся в Англии после смерти Генри Пёрселла. Возможно, поэтому он чувствовал

Бенджамин Бриттен.

*Кармелиты — члены католического монашеского ордена.

**Движение Сопротивления — национально-освободительное антифашистское движение, возникшее во время Второй мировой войны во Франции, в Италии, Югославии и других странах.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz