Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

173

 

себя духовным преемником богатейшей национальной музыкальной традиции XVXVII вв. (не случайно всю жизнь Бриттен занимался редактированием сочинений Пёрселла).

Бенджамин Бриттен родился в маленьком городе Лоустофт на восточном побережье Англии. Первой учительницей музыки была мать — певица и пианистка. В 1926 г. Бриттен начал брать уроки гармонии и полифонии у известного музыканта Фрэнка Бриджа (1879—1941). Разносторонне одарённый человек, Бридж, по словам самого Бриттена, привил ему «стремление к техническому совершенству». В 1930— 1933 гг. будущий композитор учился в Королевском колледже музыки в Лондоне. Важным событием в его творческой судьбе стала встреча в 1938 г. с певцом Питером Пирсом (19Ю—1986), который стал «бриттеновским» исполнителем — в оперной музыке мастера практически все теноровые партии создавались с учётом особенностей голоса Пирса.

Творчество Бриттена разнообразно по жанрам, но главное место, безусловно, занимают опера и оратория. Оперы 40—70-х гг. можно разделить на три типа.

Яркий пример первого типа — опера «Питер Граймс» (1945 г.). Это монументальное действо с большим количеством персонажей, выразительными хоровыми сценами и сложным сюжетом. Либретто написано по поэме «Местечко» английского поэта-романтика Джорджа Крэбба. В одной из глав произведения говорится о мрачном и жестоком человеке — рыбаке Питере Граймсе, доводящем до смерти своих подручных, мальчиков-сирот, взятых из приюта. Бриттен сохранил сюжетную линию поэмы, но в корне изменил характеры действующих лиц. Питер Граймс из злодея превратился в сложную, сильную личность. Он мечтает вырваться из убогого провинциального посёлка и начать новую жизнь с любимой женщиной — учительницей Эллен. Но путь к достижению цели он видит только в том, чтобы разбогатеть любой ценой, и погоня за богатством ослепляет и озлобляет его. Ситуация осложняется поведением жителей посёлка — они травят Граймса. Запутавшись в отношениях с людьми, Граймс оскорбляет Эллен, губит жизнь мальчика-помощника и, потеряв рассудок, тонет в штормовом море.

Опера Бриттена — острая психологическая драма. Действие развивается динамично и напряжённо, характеры главных героев обрисованы психологически достоверно. Особенно сложна партия Граймса. Она основана на больших сценах-монологах, в которых музыка то выстраивается в длинные гибкие темы с выразительными скачками звуков, то делится на короткие речитативные реплики (исполняются зловеще тихим голосом). Кульминация в развитии образа приходится на финал оперы, когда обезумевший Граймс поёт свой последний монолог без сопровождения оркестра, а музыка представляет собой набор прерывистых, разрозненных фраз, составлявших в начале оперы одну из красивейших тем — тему мечты о счастливом будущем. Не менее интересны партии второго плана, рисующие портреты жителей посёл-

Бенджамин Бриттен (слева) и Питер Пирс.

174

 

 

ка. Большую роль играет оркестр. Действия отделяются друг от друга инструментальными пьесами, раскрывающими психологический подтекст событий. Некоторые имеют подзаголовок: «Рассвет», «Шторм», «Воскресное утро», «Лунный свет». Впоследствии такие оркестровые пьесы стали обязательным элементом почти всех опер Бриттена.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz