Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

Исполнение «Военного реквиема» в кафедральном

соборе Ковентри. 1962 г.

(1966 г.; на сюжет библейской Книги пророка Даниила) и «Блудный сын» (1968 г.; на сюжет евангельской притчи). В них композитор обратился к традициям миракля (см. статью «Театр средневековой Европы» в разделе «Театр»). Премьера притч прошла в храме деревни Орфорд (недалеко от города Олдборо на восточном побережье Англии). Все партии (в том числе и женская в притче «Река Кэрлью») исполнялись мужчинами. В прологе и эпилоге каждой притчи певцы выходили к слушателям в монашеских одеждах с пением григорианских хоралов, а оркестр, включавший всего семь исполнителей, подражал звучанию средневековых инструментов. Дирижёра не было, и музыканты должны были создать атмосферу импровизации, без которой не обходился ни один средневековый миракль. При этом музыка была современной и изобиловала необычными поворотами в мелодиях, сложными для слуха гармониями. Сочиняя музыку, Бриттен нередко ориентировался на конкретных исполнителей. Так, большинство сочинений для виолончели написано для Мстислава Леопольдовича Ростроповича (родился в 1927 г.); вокальные циклы композитор посвящал и своему давнему другу Питеру Пирсу, и выдающемуся немецкому баритону Дитриху Фишер-Дискау (родился в 1925 г.). Исполнительская деятельность самого Бриттена (он прекрасно играл на фортепиано и альте) тесно связана с просветительскими задачами, которые он считал для себя не менее важными, чем творчество. Композитор организовал (в 1948 г.) ежегодный музыкальный фестиваль в Олдборо, где исполняются сочинения практически всех жанров и эпох. Бенджамин Бриттен много работал для детей: им созданы опера («Маленький трубочист», 1949 г.) и симфонические произведения («Простая симфония», 1934 г.; сюита «Музыкальные утренники», 1941 г.). В 1958 г. он (вместе с музыковедом Имоджин Холст) написал книгу «Чудесный мир музыки»,

176

 

 

 

в которой показал, что о серьёзных и сложных вещах в искусстве можно говорить просто и увлекательно.

 

 

БЕЛА БАРТОК

(1881—1945)

Творчество венгерского композитора Белы Бартока — целая эпоха в развитии европейской музыки XX столетия. Наряду с мастерами новой венской школы и французской «Шестёрки» Барток внёс много нового в представления о ладах и тональностях, в мелодический и гармонический язык музыки.

Бела Барток родился в маленьком городке Надьсентмиклош (ныне город Сан-Николауа-Марэ в Румынии). В 1903 г. он окончил Будапештскую музыкальную академию и в течение многих лет (1907—1934 гг.) был её профессором по классу фортепиано. В ранних сочинениях, например в симфонической поэме «Кошут» (1903 г.), чувствуется сильное влияние романтизма, особенно произведений Рихарда Вагнера, Рихарда Штрауса и Ференца Листа.

Перелом в мировоззрении мастера произошёл в 1905—1906 гг.: тогда он вместе с Золтаном Кодаем начал серьёзно изучать венгерский

фольклор. (В 1906 г. появился знаменитый сборник «Двадцать венгерских народных песен» в обработке для голоса и фортепиано.) Собирание народных песен и танцев стало творческой страстью — всего Барток записал около одиннадцати тысяч мелодий разных народов (венгерских, румынских, славянских, турецких и арабских). Эта работа привела его к созданию нового направления в музыке — неофольклоризма. Композитор изменил традиционные представления о ладах и тональностях, использовав в своих сочинениях систему интонаций народной музыки. Причём понятие «народная музыка» он истолковывал совершенно иначе, чем его современники. Наиболее известные напевы, которые использовали композиторы XIX в., Барток считал «профессиональными песнями в народном духе», т. е. мелодиями, порождёнными сознанием городского человека. Настоящее же народное творчество существует только в условиях деревни и не имеет ничего общего с широко известными «сувенирными» образцами. Детально изучив венгерские напевы, композитор обнаружил, что они основаны на пентатонике (от греч. «пе'нте» — «пять» и «то'нос» — «тон») — древнем звукоряде из пяти


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz