Школа № 43 Нижнего Новгорода
Меню сайта
 
Главная страница

О школе

Учителя

Для учителей

Ученики

Общественная жизнь

Фотоальбом

Общение

Для учеников

Статьи

Единый экзамен

Валеология

Библиотека

Посетителям сайта

Страничка лаборанта

Web-мастерам

 

Предыдущая Следующая

«Дивертисмент» (1939 г.) для струнного оркестра говорит об интересе Бартока к неоклассицизму.

Бела Барток (в первом ряду справа) с первыми исполнителями оперы «Замок герцога Синяя Борода».

179

 

 

 

ДЖОРДЖЕ ЭНЕСКУ

(1881—1955)

Творчество румынского композитора, скрипача-виртуоза, пианиста и дирижёра Джордже Энеску — первое значительное явление европейского уровня в румынской музыкальной культуре. Особенно ярко его талант проявился в игре на скрипке: музыкант захватывал слушателей артистическим темпераментом и глубиной мысли.

Джордже Энеску родился в деревне Ливень. Музыкальное образование он получил в крупнейших европейских консерваториях — Венской (1889— 1894 гг.) и Парижской (1894—1899 гг.). На рубеже веков началась концертная деятельность Энеску, а в 1901—1902 гг. появились его первые сочинения для оркестра, в которых красочно и эффектно разработаны популярные народные темы. В дальнейшем композитора привлекали симфоническая музыка и камерная вокальная лирика.

В большинстве симфонических произведений (симфонии, оркестровые сюиты, сочинения для камерного оркестра) Энеску выступает как представитель позднеромантического направления, воспитанный на творчестве Берлиоза, Брамса и Брукнера. В вокальных сочинениях очевидны черты импрессионизма, которые сочетаются с характерными национальными интонациями и ритмами.

Центральное место в творчестве композитора занимает опера «Эдип» (1936 г.), написанная по мотивам двух пьес о царе Эдипе древнегреческого драматурга Софокла. У Энеску Эдип — цельная и романтически благородная личность. Невольно совершив преступления, предначертанные судьбой (убив отца и женившись на матери), он отказывается примириться с ними и ослепляет себя не от отчаяния, а из желания искупить вину. В музыке оперы чувствуется влияние традиций Рихарда Вагнера. Прежде всего, оно проявляется в мощной и выразительной партии оркестра и использовании системы лейтмотивов. Как и у Вагнера, действие развивается через речитативные монологи и диалоги. Однако значительная роль принадлежит также хору, который является и участником, и комментатором событий.

Особого внимания заслуживает деятельность Энеску-педагога, хотя выступления с концертами не давали композитору возможности регулярно заниматься преподавательской работой. Самый знаменитый его ученик — выдающийся американский скрипач Иегуди Менухин (1916—1999).

Джордже Энеску (справа) и Д.Ф. Ойстрах.

Строгий струнный состав, чередование коротких реплик инструментов-солистов с оркестровыми эпизодами заставляют вспомнить о жанре большого концерта. В формах эпохи барокко перед слушателем предстаёт музыка, исполненная дерзости, поражающая сложными гармониями и непредсказуемыми мелодическими ходами.

Ещё один шедевр Бартока-симфониста — концерт для оркестра (1943 г.). В музыке этого сочинения хорошо видны особенности ладового мышления композитора. Он сохранил традиционную тональность, но значительно обогатил её, включив в произведение различные лады и соединив друг с другом аккорды, которые раньше казались несовместимыми. От других сочинений 30—40-х гг. концерт отличается большей мягкостью и напевностью тем.


Предыдущая Следующая
 
Хостинг от uCoz